Ценное имущество оставим в семье?..

Как привлечь бизнес к реализации крупных инфраструктурных проектов?

Власть настойчиво приглашает бизнес к участию в реализации крупных инфраструктурных проектов

Вопросу раскрепощения частной инициативы в своем недавнем Послании уделил самое пристальное внимание Президент Беларуси, чем еще раз подтвердил: курс на сближение государства и бизнеса неизменен. Но как создать такие условия, чтобы этот процесс стал максимально эффективным и результативным? Обсуждая этот вопрос, участники очередного заседания Республиканского совета директоров БНПА не только высказали свои мнения, но и внесли предложения по развитию в Беларуси практики государственно-частного партнерства (ГЧП).

Этот инструмент регулирования известен очень давно, но, несмотря на растущую популярность, в лексиконе государственных мужей сам термин еще не получил постоянной «прописки». Как его трактовать? Пока он не легализован, эксперты предлагают сосредоточиться на более узком, экономическом понимании государственно-частного партнерства, когда власть проявляет инициативу и привлекает бизнес к участию в значимых проектах. То есть процесс развивается сверху вниз. Кстати, во многих странах мира суть такого взаимодействия сводится, прежде всего, к концессии, и для Беларуси этот опыт может оказаться весьма полезным. Так, сегодня идею такого партнерства рассматривают в качестве альтернативы приватизации: далеко не всю госсобственность можно отдать иностранным инвесторам, а у национального бизнеса по определению больших денег нет. «Концессия – одна из наиболее приемлемых форм в такой ситуации, когда собственность переходит в частные руки постепенно», — пояснил первый заместитель директора РУП «Национальное инвестиционное агентство» Георгий Гриц. Сегодня концессионные договоры действуют в 37 странах мира. На таких условиях бизнес владеет весьма значимыми объектами инфраструктуры, в основном в транспортной сфере, ЖКХ, телекоммуникациях и энергетике. «Важно не просто привлечь инвестиции, а по возможности учитывать фактор национальной принадлежности, — считает Георгий Гриц. – Мы ведь не хотим, чтобы через 10—15 лет крупный бизнес в нашей стране считался белорусским только территориально».

Сегодня по поручению премьер-министра разрабатывается проект декрета Президента о развитии практики государственно-частного партнерства (функции координатора возложены на РОО «БНПА»). И главное, чего ожидают специалисты: документ должен вызвать у чиновников на местах сильное желание «разбудить» частную инициативу. Это прежде всего изъявление политической воли, «зеленый свет» для реализации идеи ГЧП, поскольку определенная правовая база уже сложилась. По оценкам управляющего партнера юридической компании «Власова, Михель и партнеры» Константина Михеля, на сегодняшний день на законодательном уровне закреплены отдельные формы государственно-частного партнерства: концессии, инвестиционные договоры, приватизация, деятельность СЭЗ, арендные отношения… Но достаточно ли декрета для создания полноценного правового поля, чтобы у государства сложились теплые, душевные отношения с бизнесом? По этому вопросу мнения разделились. Например, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова считает, что нужен специальный закон, который сможет регулировать полномочия, форму взаимоотношений, конкретное разделение рисков между государственным и частным сектором. Кстати, этот вопрос уже обсуждался в Минэкономики, и специалисты ведомства указывали на то, что концепцию они смогут разработать до конца года. Получается, что для принятия закона потребуется не меньше 2—3 лет, сделали заключение представители бизнеса.

«И все-таки, чем более исчерпывающий законодательный акт, тем меньше ошибок возникает при его применении, — возражает Татьяна Быкова. – А закон можно и за год принять, если будет политическая воля». Советник МФК Валерий Фадеев предлагает подойти к решению вопроса иначе: по сути, при наличии документа, который декларирует заинтересованность государства в развитии партнерских отношений с бизнесом, можно просто привести в соответствие с ним другие законодательные акты. В частности, внести изменения в Инвестиционный кодекс, где уже есть раздел о концессиях, в Гражданский кодекс в статьи, регулирующие вопросы аренды, в ряд указов Президента. Форм государственно-частного партнерства достаточно много, и мы вряд ли сможем все их урегулировать одним законом, считают юристы. Возможно, сегодня важнее пересмотреть компетенции соответствующих госорганов и наделить их необходимыми полномочиями по аналогии с Декретом № 10, который определил три уровня заключения инвестиционных договоров. Этот метод уже доказал свою эффективность на практике. Хорошо себя зарекомендовал и опыт принятия правительством планов по приватизации: эксперты предлагают перенести его на государственно-частные проекты, чтобы инвесторы четко представляли, каких инициатив от них ждут.

Но как скоро частная инициатива не только «проснется», но и станет процветать? Представители бизнес-союзов считают, что придется преодолеть силу инерции, сложившуюся систему различных административных барьеров, некоторое непонимание сути вопроса… Мало признать, что государственно-частное партнерство – эффективный инструмент госрегулирования экономики. Надо еще и четко определить, что это такое. Нередко государствам в начале пути к полноценному ГЧП приходится сталкиваться с явлением, когда внимание власти к этому вопросу слишком опережает его понимание, что усложняет поиск приемлемых решений. Кроме того, поскольку основная цель партнерства – реализация крупных проектов, то немаловажен вопрос разделения рисков. Ответственность за них при реализации чисто коммерческих проектов бизнес несет самостоятельно, но в данном случае вторая сторона может серьезно повлиять на ход процесса, поэтому она должна гарантировать определенную поддержку в тех или иных обстоятельствах. На эти «грабли» уже не раз наступали и развитые страны мира. Пока непонятно, кто будет принимать решение в пользу той или иной коммерческой структуры: если отдать все на откуп чиновникам, то будет ли такая конкуренция честной?.. Вопросов немало, но сегодня важно и другое: власть не только признает, что частник управляет активами эффективнее, но и готова отдать предпочтение отечественным инвесторам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter