Цена земельного вопроса

Продолжение темы
Продолжение темы

В последнее время в «СБ» поступает немало обращений по поводу строительства жилья вокруг крупных городов. Естественно, редакция реагирует на них, пытаясь помочь людям, привлечь внимание властей к проблемам граждан. Поводом к публикации «Полигон» («СБ» от 18 июня этого года) стало письмо, рассказывающее о земельном споре на территории Боровлянского сельского совета Минского района. Конфликт затронул ни много ни мало, а 355 членов кооператива индивидуальных застройщиков. Каждый из них жил и живет своими надеждами... Но у проблемы, сведенной сегодня к тому, что застройщики хотят получить именно ту землю, которая им приглянулась, есть и другая сторона. Ее и приоткрывает читателям «СБ» председатель Минского райисполкома Михаил Глинский в беседе с нашим корреспондентом.

— Сегодня строительство, получение жилья — одна из острейших проблем. А строительство индивидуальных коттеджей — особенно, — Михаил Афанасьевич, столкнувшись в Минском, хотя и сельском, но находящемся близ столицы, районе с этой проблемой в самых разных ее проявлениях, пожалуй, имеет право на подобного рода выводы. — Не хотел бы спешить с оценками и тем более казаться двусмысленным в своих суждениях, но все же замечу неправоту следующего плана. Вот, мол, в кооперативе индивидуальных застройщиков объединились те, кому не под силу приобрести «скромную квартиру» стоимостью под 30 тысяч долларов. Давайте не будем кривить душой. Разве коттедж со всеми удобствами построить — более дешевый вариант решения жилищного вопроса? Вероятно, далеко не каждый из нуждающихся согласился бы жить даже в домике, аналогичном тем, которые строятся по программе возрождения села. Но и они под 20 тысяч долларов тянут. А если еще к бюджетным затратам добавить потери строительных организаций, то и все 25 тысяч долларов выходит. Да и потом, убеждают в этом списки членов кооператива «Опытный», многие собирались строить, имея квартиры. Значительная часть потенциальных застройщиков состоит в других различных жилищно–строительных кооперативах. Вот список всех членов кооператива. Готов назвать конкретные фамилии. Как, между прочим, и фамилии тех, кто уже получил участки под застройку в других местах, — Максим Иванович Додь, Светлана Вячеславовна Минько, Инна Вацлавовна Макатун, Елена Александровна Сасункевич, Галина Дмитриевна Ажар... И еще один важный момент: многие из числа потенциальных застройщиков, до 50 человек, не проживают и не прописаны в Боровлянском сельсовете. Так почему им обязательно претендовать на жилье в Боровлянах?

— Но они вошли в кооператив и решили поменять место жительства...

— А это не является основанием для первоочередного решения именно их проблем. Нарушена, кстати, и сельсоветская очередь желающих получить участок под застройку.

У меня такое чувство, что земля вокруг Боровлян в данном случае выступает скорее предметом торга. Мол, почему бы не получить участок. Построю или нет — дело десятое, но лишний клочок земли, цена которому на черном рынке известна не только риэлтерам, но и рядовым обывателям, не помешает. Смотришь, и неплохой «подъем» в несколько десятков тысяч долларов может получиться, тогда и необязательно коттедж строить. Можно и покупкой «скромной квартиры» ограничиться...

— Михаил Афанасьевич, право каждого — думать, предполагать так, как ему заблагорассудится. В случае с кооперативом индивидуальных застройщиков (или сокращенно — КИЗ) «Опытный» ситуация, как убеждают члены кооператива, возникла в силу непоследовательности решений исполнительной власти. Сначала, говорят, разрешали, затем лакомые или дорогостоящие земли передали в собственность частной структуре.

— Все, что сегодня именуется конфликтом между КИЗ «Опытный» и Минским райисполкомом, в общем–то, если бы не амбиции отдельных членов кооператива, может рассматриваться как ситуация, в которой никто не мешает здраво и трезво разобраться. Вот и руководитель кооператива, уважаемый Константин Мороз, как складывается лично у меня впечатление, просто–напросто вводит многих членов кооператива в заблуждение. Да, власть зарегистрировала кооператив. Да, была подготовлена «Выкопировка с плана землепользования Минского района и Минской области» в интересах КИЗ. Но 26 августа 2004 года Минский райисполком принял решение о прекращении права постоянного пользования земельными участками совхоза «Боровляны» (а именно на его площадях кооперативные застройщики планировали возведение коттеджей) и передаче их в постоянное пользование ЗАО «Выставочный центр «Аквабел» для ведения товарного производства. Подчеркиваю: для ведения товарного производства — то есть для занятий растениеводством, заготовки сена, других кормов, выпаса коров... Словом, для ведения хозяйства, а совсем не для разворачивания торговых рядов. Здесь достаточно высокая балльность земли. Так неужели обязательно строить на лучших с точки зрения плодородия почвы участках? Решение, которое мы приняли, было вызвано экономической и социальной необходимостью. А базой для него послужили два указа Президента — «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» от 19 марта 2004 года и «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций» от 14 июня того же года. Поступая согласно букве закона, с помощью «Аквабела» мы фактически спасаем «Боровляны» от полного краха, решаем серьезную не только экономическую, но и социальную проблему. Когда меня назначали председателем райисполкома, Президент первое, что сказал: «Береги землю!..» И в случае с «Опытным» мы поступили, считаю, правильно. Кое–кому и по рукам дали, чтобы не надеялись на скорые дивиденды.

И теперь уже по вопросам предоставления места под строительство жилья членам кооператива следует обращаться в «Аквабел»...

— Что они и сделали, но получили отказ, надеюсь, что хотя бы вежливый...

— Целесообразность этого решения я поддерживаю полностью. И об этом уже говорил. Но интересы кооператива никто не собирается ущемлять. Мы предлагаем «Опытному» другие варианты. К сожалению, понимания пока не находим.

А вообще–то давайте попробуем абстрагироваться от одной конкретной ситуации и попытаемся изучить природу конфликта. Ведь подобных претензий к власти будет предъявлено немало. И мы, преследуя вполне законные цели, проявляем едва ли не вынужденную бездеятельность. Законодательная база сегодня такова, что самовольных застройщиков можно лишь постращать штрафами, величина которых их мало пугает. Многие дела, о возбуждении которых мы ходатайствуем, в прокуратуре «зависают». И на примере Минского района, где при 10 тысячах сельских работников нам приходится решать проблемы как минимум 320 тысяч человек (130 тысяч из которых постоянно проживают в районе), все это проявляется особенно очевидно. Но думаю, что подобного рода проблемы возникают повсеместно. И если бы у 1 — 2 «самовольщиков» мы смогли изъять их строения в пользу государства, эффект был бы налицо. Так что необходим соответствующий закон.


Факт без комментариев

Сейчас в Минском районе зарегистрированы и начали строительство 9 ЖСК. Каждым из них спроектирован дом на 180 — 216 квартир. В состав членов ЖСК входят работники социальной сферы — детской областной больницы, Республиканского научно–практического центра детской онкологии и гематологии, других учреждений системы здравоохранения, а также учителя, коммунальники, представители других не самых высокооплачиваемых отраслей народного хозяйства.


Динамика жилищного строительства в Минском районе:

2001 г. — 162 тыс. кв. м;

2002 г. — 203 тыс. кв. м;

2003 г. — 252 тыс. кв. м;

2004 г. — 202 тыс. кв. м;

2005 г. — планируется ввести 230 тыс. кв. м.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter