«Атланты» держат цены: почему даже в сезон самые ходовые овощи так неохотно дешевеют

Цена вопроса

Александр Лукашенко: 

«И главное — цены. Внутриведомственный контроль за ними должен подкрепляться мониторингом Комитета государственного контроля и профсоюзами. В ближайшее время мы это направление будем усиливать. Недавно подписан мною соответствующий указ. Необоснованный рост цен, особенно на социально значимые товары, недопустим. Это остается моим жестким требованием. Ни один человек не должен переплачивать за чью-то бесхозяйственность или желание набить карман».

На общем собрании представителей членов Белкоопсоюза 8 октября 2021 г.
Цены на социально значимые товары постоянно в фокусе внимания Президента. Александр Лукашенко требует их контролировать по тем нескольким десяткам позиций, в которых прежде всего нуждаются люди, не оглядываясь на мнения либеральных рыночников, в том числе из-за рубежа. Глава государства на встрече с председателем Федерации профсоюзов Михаилом Ордой в ноябре прошлого года поручил ФПБ отслеживать ситуацию на потребительском рынке:

— Не надо тут заявлять о том, что это рынок, еще что-то, демократия… Увидели и рынок, и демократию. Во всех странах, не только в Европе, но и Америка продемонстрировала свою демократию. Поэтому интересы народа, интересы наших трудяг должны лежать во главе угла нашей политики. 


Мониторинг цен, проводимый по поручению Президента Федерацией профсоюзов, регулярно фиксирует рост стоимости овощей. Можно объяснить подорожание борщевого набора в межсезонье: завозят по импорту молодой картофель, морковь, свеклу, капусту. Но почему в июле в сравнении с ценами прошлого декабря в среднем стоимость капусты и картофеля в магазинах увеличилась более чем в два раза, а моркови и свеклы — более чем в четыре раза? Как объясняют операторы торговых сетей, импортеры часто закладывают свою подушку безопасности — на случай колебания курса доллара. Но и сейчас, когда наступило осеннее изобилие, закрепленные летом цифры на ценниках уменьшаются не настолько быстро, чтобы выйти на уровень прошлогоднего сезона. 

Так, за год (сентябрь 2021 года в сравнении с ценами такого же месяца 2020-го) профсоюзы зафиксировали существенный их скачок: капуста подорожала в два раза, картофель — на 70 процентов, свекла — более чем на 60, морковь  — свыше 30 процентов). 

Коллаж Елены Черной 

Магазины потребительской кооперации сейчас продают в зависимости от региона и сорта (качества) капусту по 0,8 — 1,28 рубля, картошку — по 0,85 — 1,15, морковь — по 0,87 — 1,30, свеклу — по 0,79 — 1,10, лук стоит от рубля до полтора. Для кошелька покупателя среднего достатка, это, может, и не столь обременительно, но у пенсионеров, многодетных семей и других уязвимых категорий граждан каждая копейка на счету. В эти дни дешевле отовариться на ярмарках, проходящих повсеместно по выходным. Купить базовый набор в сезон по выгодной цене можно и на популярной интернет-площадке объявлений. Картофель сейчас стоит 80 копеек, корнеплоды и кочаны есть по рублю. Правда, с условием доставки к дому при покупке от пяти мешков. Да и покупаешь, по сути, кота в мешке.

Давление на наш внутренний рынок оказывают достаточно высокие мировые цены на продовольствие в целом. В середине сентября агентство Bloomberg сообщало, что их рост стал максимальным с 1970-х годов. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в августе цены взлетели на 33 процента по сравнению с прошлым годом и побили рекорд за 60 лет. Наибольший вклад в сводный индекс ФАО из пяти групп продовольствия внесли зерновые, растительные масла и мясо. 

В супермаркетах Германии картофель стоит 1,20 евро, в Австрии на 20 евроцентов дороже, ну а самые опустошительные для покупательских кредиток торговые центры Франции, где средняя стоимость этого продукта на уровне 2,13 евро. 


В России с 28 сентября по 4 октября плодоовощная продукция в среднем подорожала на 1,5 процента против 0,3 процента неделей ранее. Более всего прибавили томаты, огурцы и, несмотря на сезон, картофель. Кстати, Минпромторг еще летом направил в регионы указание активизировать ярмарочную торговлю и как минимум вдвое увеличить число таких мероприятий, чтобы сгладить негативную для россиян ценовую тенденцию, наблюдаемую с начала года. Наказывает чрезмерно жадных до денег торговцев и ФАС — Федеральная антимонопольная служба. 

В Беларуси производится значительно больше плодоовощной продукции, чем необходимо для внутреннего потребления. В прошлом году — около 600 тысяч тонн овощей. Чтобы закрыть внутреннюю потребность, достаточно и половины. Тем не менее уже не первый год в межсезонье профсоюзы фиксируют проблемы с наличием на прилавках тех или иных белорусских овощей, которые заменяются привозными. И понятно, что в результате цены просто взлетают, констатировал Михаил Орда, посещая 6 октября ОАО «Озерицкий-Агро» в Смолевичском районе:

— Причем, выгоду в итоге получают не наши крестьяне, а те, кто привозит и перепродает здесь зарубежную продукцию. Теряют все: и люди, которые вынуждены покупать втридорога, и страна в целом — ведь мы тратим валюту на то, что производим сами.

Одна из причин — система взаимодействия производителей и торговых сетей далека от совершенства. Все риски сегодня практически на фермерских хозяйствах, выращивающих овощи. Весной сажая, летом досматривая, аграрии беспокоятся, чтобы не потерять урожай, и, заключая контракты на его продажу, тоже рискуют, потому что ритейл зачастую требует значительные скидки и, как правило, договоры с отложенным платежом. Помимо того, есть практика возвратов: производитель должен забрать и отнести себе на затраты то, что не продано. По мнению Михаила Орды, это несправедливо: риски надо перераспределить между сельхозпроизводителем и торговыми сетями, и тогда какой-то будет баланс. 


Согласен с этим мнением фермер Игорь Пакуш из Молодечненского района:

— Скажу прямо: крайними оказались мы и в ситуации заморозки цен на овощи как социально значимые товары. Один менеджер сетей мне так и заявил, что будут их опускать, пока не увидят плинтус. А ведь мы несем затраты на хранение. При приемке нашего товара требуют стандарта, как на картинке, обработанной в фотошопе. Пригонишь фуру, простоишь день-другой и уедешь ни с чем: картошка или морковка, мол, не того качества. На самом деле это отговорка для прикрытия импорта. Видимо, имеют от таких сделок выгоду. В тоже время российских коммивояжеров все устраивает. Сейчас продаю им картофель по 80 копеек. Эта справедливая цена, ведь фермерские расходы тоже растут. Железо подорожало в три раза, доска для контейнеров — в пять раз, а гвозди, чтобы ее прибить, в четыре раза. Приплюсовали в стоимости топливо и удобрения. 

Хозяин КФХ «Фортуна» Барановичского района Сергей Матус реализует клубни россиянам по рублю, каждый день покупают по 60 тонн, и очередь за ходовым товаром образовалась на неделю вперед. На внутренний рынок не работает:

— В договоре, который предлагают сети, на нескольких листах расписаны наши обязательства и в двух строчках — права. Как правило, требуют отсрочки платежа на 90 дней. 

С ритейлом сотрудничает Елена Сидорова, владелица пристоличного ФКХ «СидСад», поставляя зеленые культуры и пряные травы — сейчас петрушку, укроп и лук. Чтобы забрать свои деньги, иногда приходится судиться с недобросовестными потребителями. Но в последнее время ее устраивают условия, предлагаемые популярной сетью: «Да, цены сбивают, но проводят честные тендеры, предупреждают заранее, какие мы можем понести риски. Я хоть уверена, что со мной рассчитаются. Как бы для нас ни было сложно, но я понимаю и ритейл. Там нет никакого личного участия в оформлении сделок, в отличие от других сетей. Не секрет, что многие расширяются и развиваются, используя финансы поставщиков, и ничего мы с этим сделать не можем». 

Инфографика Кристины ПОЧЕБУТ-НОВОХРОСТ

Конечно, на цены влияет и невысокий урожай этого года, и не только в Беларуси. Но даже с учетом его недобора мы можем полностью обеспечить себя витаминами на зиму самостоятельно. Это скажет любой фермер. 
В целом овощи (кроме чеснока) в августе стали дешевле на 15,86, фрукты — на 4,82 процента. Молоко и молочные продукты подорожали на 2,36, мясо и мясопродукты— на 1,39, рыба и рыбопродукты — на 0,1 процента. Хлеб и хлебобулочные изделия подешевели на 0,4 процента. 
В ТЕМУ

Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец:

— Из-за пандемии подорожала логистика, ухудшилось товародвижение и защитные санитарные меры. Такая ситуация не могла не отразиться на динамике цен. К примеру, в мире прирост цен на продовольственные товары за последний год составил 30,8 процента. В Беларуси подорожание больше всего заметно на товарах, которые у нас в стране не производят или производят в недостаточном количестве. С целью недопущения спекулятивного роста цен введено временное ценовое регулирование на основные социально значимые товары. При этом, если у производителя возникает необходимость увеличить цену, скажем, из-за роста затрат, он может это сделать, предварительно обратившись в специализированную комиссию по ценообразованию при Правительстве. Так, к примеру, недавно было согласовано повышение цен на мясо и молоко.

Решения в отношении дальнейшего регулирования будут приниматься исходя из складывающейся динамики на внутреннем и мировом рынках продовольствия. Цены на социальные продукты будут сдерживаться как минимум до конца этого года. В списке 30 позиций: мясо, колбасы, картошка, хлеб и батон, масло сливочное и масло растительное, маргарин и ряд других.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter