Цена вопроса — белорусский «рядовой Райн»?

Как известно, недавно Минфин США на своем сайте разместил расширенные разъяснения по поводу санкций, введенных руководством США в отношении белорусского концерна «Белнефтехим». Что послужило поводом для данной публикации?

Как известно, недавно Минфин США на своем сайте разместил расширенные разъяснения по поводу санкций, введенных руководством США в отношении белорусского концерна «Белнефтехим». Что послужило поводом для данной публикации? 

Основная причина публикации – неуравновешенное состояние ответственных по Беларуси и руководства Госдепа после неудачного вмешательства заместителя госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Дэвида Крамера в процесс освобождения Александра Козулина – белорусского «рядового Райна». Американский Госдеп был выставлен не в лучшем свете и, естественно, с нетерпением ждал своего шанса «реабилитироваться». 

«Шанс» подвернулся достаточно быстро – 7 марта в Брюсселе было назначено подписание Соглашения между правительством Беларуси и Комиссией европейских сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства Еврокомиссии в нашей стране. 

Цель публикации Минфина США в преддверии подписания весьма важного для дальнейшего развития белорусско-европейских отношений договора очевидна – она была призвана сорвать намечающееся потепление в белорусско-европейских отношениях. 

Этим шагом США не просто намекали Европе, что неплохо бы им отложить подписание данного соглашения с Беларусью, но и недвусмысленно подталкивали к такому шагу – в рамках евроатлантической солидарности с североамериканскими партнерами. Если бы это произошло, тогда США продемонстрировали руководству Беларуси с кем ему надо иметь исключительное дело для реализации внешнеполической стратегии страны на западном направлении. 

Однако «старая» Европа во главе с Германией не поддалась давлению США и продемонстрировала, что имеет отличную от американской  позицию по Беларуси. 

В этой связи нельзя не отметить ту важную роль в продвижении национальных интересов Беларуси в Европе, которую стала играть Германия. С учетом того, что российско-германское сотрудничество носит стратегический характер, что было в очередной раз подтверждено в ходе рабочего визита германского канцлера в Москву на состоявшихся встречах Ангелы Меркель с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, такая внешнеполитическая активизация Беларуси на западном направлении не могла не быть согласована и поддержана российским руководством. 

Позитив активизации белорусско-германского сотрудничества заключается еще и в том, что он наносит ощутимый удар по стратегии США в отношении Беларуси. Поскольку выводит Беларусь из-под попыток Польши оказывать на нее доминирующее влияние в рамках Евросоюза и определять общую стратегию Европы в ее отношении. 

Теперь эта роль перешла к Германии и другим странам «старой» Европы, что весьма продуктивно вписывает Беларусь в новый геополитический расклад в Европе. Германия, в отличие от США, не заинтересована в создании еще одной горячей точки на постсоветском и европейском пространстве. 

В результате согласованных действий Европы, России и Беларуси провокация США не удалась, и 7 марта соглашение между Беларусью и еврокомиссией было подписано: свои подписи под документом поставили заместитель министра иностранных дел Беларуси Валерий Воронецкий и комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер. 

Конечно, все игроки прекрасно понимают свои роли: США – «злой» полицейский, Европа – «добрый», Беларусь – «играет» на «противоречиях» и т.д. Но тем не менее факт остается фактом: идет игра, и белорусское руководство при поддержке России успешно расширяет окно возможностей на западном направлении. 

Происходящий внешнеполитический процесс на западном направлении чрезвычайно напрягает белорусскую оппозицию, поскольку последние шаги Беларуси в этом направлении, будучи успешно продолженными в среднесрочной перспективе, существенно сужают влияние США и Польши на внешнюю и внутреннюю политику в республике. 

Существенно меняется расклад сил и накануне парламентских выборов. При благоприятном ходе дел к осени роль основного белорусского контрагента на западном направлении перейдет от США (и частично Польши) к Германии. У США сегодня и так слишком много точек на карте мировой политики, где они взяли на себя нелегкую ношу выступать от имени всего западного сообщества. Поэтому Германия вполне может справиться с ролью координатора позиции Запада в отношении Беларуси. 

Если же говорить о сути послания американцев белорусскому руководству, то она чрезвычайно проста. Этим шагом США показывают всем, что любые «нефтяные» деньги по любым контрактам с Беларусью теперь могут быть заморожены американской администрацией в зоне их юрисдикции. 

Сейчас американцы, похоже, предпримут максимум усилий для своей реабилитации в глазах мирового сообщества. 

В последнее время США достаточно часто упрекают Россию в том, что она использует свои энергетические и энергоэкономические козыри для усиления своих внешнеполитических позиций. Однако пример с американским давлением на Беларусь посредством принятия торгово-экономических санкций в отношении концерна «Белнефтехим» показывает, что Россия взяла на вооружение данную тактику ведения переговоров именно у США, которые, например, уже более 40 лет используют свои политические возможности для торгово-экономической блокады Кубы. Сегодня американцы пытаются взять на вооружение тактику экономической блокады и в отношении Беларуси. 

Торгово-экономические санкции США в отношении Беларуси посредством давления на деятельность крупнейшего белорусского концерна «Белнефтехим» показывают одно: американцы осознали, что за исключением освобождения белорусского «Райна» у них нет политического инструментария влияния на ситуацию в Беларуси. Только выход Козулина из тюрьмы позволит им попробовать политически дестабилизировать ситуацию в Беларуси, потому что остальная когорта оппозиционных лидеров уже ими списана из расклада. Милинкевич и Ко отрабатывают свои гранты, но за их спиной уже подготовлено несколько человек, которые готовы в любой момент прийти им на смену. 

Переход от политического инструментария давления к торгово-экономическому говорит о том, что американцы сами нарушают те правила, которые с удовольствием устанавливают для других. Поэтому то, что белорусскому руководству удалось выпасть из уже заготовленного американцами «переговорного» капкана, можно отнести к несомненным успехам белорусской внешней политики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter