Эксперт о социальной ответственности бизнеса в решении стратегических задач развития страны

Цена товара и цена социальной ответственности бизнеса

Надо отдать должное скоординированным действиям Правительства и Нацбанка: замедление инфляции в третьем квартале стало возможно за счет адекватной текущему моменту денежно-кредитной политики, однако свою роль сыграли и меры по административному регулированию цен и тарифов. Постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» определено 370 товарных позиций, на которые установлены максимальные надбавки импортеров и предельные торговые надбавки. Регулирование надбавок коснулось 138 продовольственных товаров и 222 непродовольственных. Их величина, утвержденная данным постановлением, варьируется от 15 до 55 процентов. Ценовой контроль по всей цепочке поставок белорусских и импортных товаров — ключевая особенность новых правил работы на потребительском рынке для субъектов хозяйствования.

Фото из архива СБ

И результат такого комплексного подхода не заставил себя ждать. Квартальный рост цен опустился к значениям второй половины 2020—2021 годов. Инфляция за третий квартал — 9,2 процента (аннуализированная, с устранением сезонности), что в 1,7 раза меньше в сравнении с предыдущим. Значительно снизилась и продовольственная инфляция — 7,8 (после 26,1 процента за март — июнь).

Как видим, госорганы оперативно откликнулись на указание Главы государства в части «справедливого» подхода формирования цен не только со стороны госорганов, но и бизнеса. В то же время Александр Лукашенко ждет от Правительства большей смелости и самостоятельности в принятии решений. Об этом он заявил 8 ноября на совещании по обсуждению проекта закона «О Совете Министров Республики Беларусь».
О том, что роль государственных институтов должна быть определяющей и в системе ценообразования, и по другим «чувствительным» проблемам, свидетельствует не только белорусский, но и зарубежный опыт. Но не надо забывать и еще об одной заинтересованной стороне данной истории — бизнесе, который присутствует на всех этапах «цепочки добавленной стоимости» товара или услуги до конечного потребителя. А если конкретно — о его социальной ответственности.
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (в своем обращении на имя министра антимонопольного развития и торговли относительно последних принятых Правительством мер по регулированию в системе ценообразования) соглашается с тем фактом, что существующую систему ценообразования надо усовершенствовать, а в качестве «новаций» предлагает решать назревшие проблемы комплексно, не только административными мерами, но и путем регулирования конкурентной среды с помощью саморегулирования рынка: «Главная задача — соблюсти баланс интересов».

Трудно не согласиться, но надо уточнить несколько нюансов. Во-первых, кто и как будет «саморегулировать» этот самый рынок, а во-вторых, кто будет судьей в соблюдении «баланса интересов». Если «невидимая рука рынка», то нечто подобное мы уже проходили…

Наверное, в текущей ситуации в самый раз вспомнить о таком инструменте, как социальная ответственность бизнеса. И бизнес-ассоциациям тут даже не надо спрашивать разрешение на данную инициативу, а просто засучив рукава приступить к реальным действиям.

В качестве примера приведу опыт нашей восточной соседки.

В начале 2022 года на совещании в Минсельхозе (при поддержке Минпромторга и ФАС) с участием крупнейших российских ретейлеров, на которых совокупно приходится около трети всего рынка ретейла, достигнуто соглашение о добровольном ограничении сетями торговой наценки на ряд социальных продуктов питания. В частности, ведущие игроки «Магнит» и X5 Retail Group установили до конца 2022-го предельные наценки в размере 10—15 процентов примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину российского покупателя.

И в заключение. Конечно, инициатива Минского столичного союза предпринимателей и работодателей заслуживает внимания и поддержки. Данный бизнес-союз, наверное, единственный, кто не побоялся официально высказать свою позицию и предложения по злободневной теме. И тут возникает вопрос к иным профильным объединениям предпринимателей, в частности к Ассоциации розничных торговых сетей Респуб-лики Беларусь, которая образована в далеком 2012 году и объединяет в своих рядах все известные сетевые структуры страны: «Соседи», «Рублевский», ProStore, «БелМаркет», «АЛМИ», «Евроторг», «Постторг», BIGZZ, «Квартал вкуса», «Буслік», «Материк», «А-100», «Доброном», «Престон», «Виталюр» и другие. Где их реальные предложения и, самое главное, инициативы по этой острой, но насущной проблеме?

24 ноября в Минске пройдет Форум ответственного бизнеса, на котором представители белорусских компаний поделятся опытом реализации проектов в сфере устойчивого развития. Организатор — сеть Глобального договора ООН в Беларуси, крупнейшая в мире инициатива, объединяющая ответственный бизнес на пути к корпоративной устойчивости. Судя по повестке мероприятия, участники расскажут о практиках в области экологии, благотворительности, волонтерства, отдельных уязвимых слоев населения.

Все это, конечно, полезно и интересно, но более актуальным представляется обсуждение и принятие проекта меморандума «О принципах корпоративной социальной ответственности бизнеса в Республике Беларусь» и его дорожной карты на 2023—2025 годы. Данная проблема давно назрела не только на уровне взаимоотношения государства и бизнеса, но и в целом в обществе. Требуются конкретные шаги по ее реализации. А вопрос социальной ответственности в сфере ценообразования на социально значимые товары лишь одна из составляющих этой глобальной задачи.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter