Цена слова – дело

Продолжаем исследовать проблемы идеологической работы в регионах
Продолжаем исследовать проблемы идеологической работы в регионах

Вокруг формирования государственной идеологии, стиля и методов работы идеологических работников разгорается большая и горячая дискуссия. Кто он — нынешний работник идеологического фронта XXI века? Кем он должен быть — этаким комиссаром, сгорающим на работе энтузиастом старой закалки или холодно–расчетливым PR–технологом, прагматично манипулирующим массовым сознанием? И должна ли вся нынешняя идеологическая работа ложиться на одних лишь чиновников и производственников? Как работает в этом актуальном направлении система образования, БРСМ, общественность? В поисках ответов, а также для продолжения полемики, начатой моим коллегой Павлом Минченко в материале «Идеология не терпит суеты» («СБ» за 11 января), я отправился в глубинку Витебщины — Бешенковичи.

Крыша течет — власть виновата?

Район, основная продукция которого — зерно, мясо и молоко, считается сельскохозяйственным. «Комбайнеры да трактористы прекрасно знают, что во время уборочной кампании по 3 — 4 миллиона заработать можно, поэтому технику уже сегодня готовят, — говорит мне начальник идеологического отдела райисполкома Геннадий Шведов. — И частники, сдававшие раньше мясо коммерсантам, все с большим оптимизмом поглядывают в сторону СПК: крупное хозяйство зерном рассчитаться может, а в деревне натуральные взаимоотношения порой оказываются выгоднее денежных».

Что же касается идеологии, то в нынешних условиях основной стала бытовая сфера. Народ ведь как привык думать: если крыша течет или в подъезде зимой холодно — значит, власть недорабатывает. Например, сломалась бормашина у зубного врача в Бочейковском сельсовете — жители деревни Далосцы тут же коллективное обращение сочинили: «Подумайте, товарищ Шведов, как недостающую деталь раздобыть!» Не смог СПК доярке крышу отремонтировать — та на прием пожаловала. «И здесь разберемся, — не унывает Геннадий Михайлович, — женщина на хорошем счету, не исключено, что вовсе выделим ей один из домиков, появившихся в хозяйстве в ходе реализации программы строительства жилья на селе».

В последнее время на сельхозпредприятиях стали оборудовать так называемые комнаты отдыха. В районе, пожалуй, добрая половина ферм уже имеет уголки, где пообщаться можно, свежую прессу полистать, а зимой у печки обогреться. Как минимум раз в месяц в составе пропагандистских групп приезжают сюда лекторы общества «Знание», возрожденного в Бешенковичах в прошлом году.

Промышленность в девятитысячном райцентре, а значит, и занятость населения, особенно молодежи, — вот настоящая головная боль представителей власти. От процветавшего когда–то молокозавода остался один цех, сложные времена переживает льнозавод. Чтобы пересчитать предприятия, устроиться на которые люди считают удачей, к сожалению, пальцев одной руки хватит: это Бешенковичский лесхоз, ДРСУ–110, райгаз. Особенно лестные отзывы приходилось слышать о последнем: здесь и зарплата хорошая, и художественная самодеятельность, и КВН, и спортивные состязания. А тем, кто добровольно отказался от курения, даже доплачивают по 48 тысяч рублей! Причем опытный руководитель ни за кем ходить и уговаривать не будет. Он просто позвонит жене курильщика и спросит, нужна ли семейному бюджету такая надбавка?

Все мы родом из детства

Если на предприятиях, в СПК трудятся штатные идеологи (или приезжают специалисты из райисполкома), то в школе эту роль выполняют педагоги. Заместитель директора по воспитательной работе бешенковичской СШ N 1 Лариса Гневко считает, что учитель, организатор, ежедневно общающийся с ребятишками, это ключевая фигура в процессе формирования взглядов юного гражданина. В прошлом году, например, школьники оформили большой красочный альбом, в котором поместили материал о генерале Льве Доваторе, чьим именем названа улица. Здесь же можно прочесть воспоминания старейшей жительницы этой улицы 87–летней Марии Иосифовны Ткаченок. Продолжится поисковая работа и накануне 60–летия Великой Победы. Кстати, лучшие детские рисунки на военную тему уже выставлены в фойе школы.

Также, по словам Ларисы Васильевны, дети просто обязаны научиться что–то делать своими руками. Театр мод, которым руководит учитель труда Светлана Радюк, — гордость школы. Девочки шьют шикарные вечерние платья из вещей, приобретенных в сэконд–хэнде, из старых магнитофонных пленок, пластиковых бутылок, осенних листьев. Если они и не свяжут свою дальнейшую жизнь с модной индустрией, приобретенные навыки, без сомнения, пригодятся в будущем.

Не раз приходилось слышать ворчание скептиков: «Вот дожили, — телевизионные новости со спортивных сообщений начинаются...» И пусть начинаются! Может, именно поэтому в Бешенковичах хоккейные баталии кипят чуть ли не на каждом углу. Пообщаться с будущими Салеями и Кольцовыми я решил в «коробке» у СШ N 2, закрытой на карантин из–за гриппа.

— Когда в школу идти не надо, — подтвердили подростки, — мы на льду дотемна пропадаем.

— А почему без коньков?

— В прокате нет подходящих размеров.

Лидер — не профессия, а стиль жизни

Так ведь «Золотую шайбу» БРСМ курирует, подумал я. Наверное, если с райкомом связаться, там наверняка помогут? Юрия Цепото, местного молодежного лидера, я разыскал в офисе. Пока его помощница Татьяна Гончарова, недавно вышедшая из декретного отпуска, наводила порядок в бумагах, Юрий Викторович рассказал о проделанной работе и ближайших планах: тут и «Звездные походы», и организация телефонной «горячей линии» для ветеранов, и... «Золотая шайба». Вот, собственно, и все.

Как выяснилось, Юрий — прекрасный спортсмен, в походы с ребятишками ходит, с ветеранами работает, но нет у него свежих идей, огонька, задора. «Все время подталкивать приходится, — сетует Шведов. — Нет средств? Так ведь я не компьютер прошу купить, а организовать, к примеру, трудовое соперничество среди молодых механизаторов и животноводов!»

И действительно, подчас в глубинке ни большими деньгами, ни новомодными «прибамбасами» и тенденциями (вроде PR–технологий) похвастать не могут. В Бешенковичах, к примеру, работникам идеологического отдела райисполкома даже о своей оргтехнике приходится только мечтать. Тяжело, конечно, не погрязнуть в бумажной волоките, но главное — не забыть, что окружающие прежде всего хотят видеть в своем лидере понимающего, неравнодушного человека, способного дать дельный совет, вникнуть в любую житейскую проблему, и если не решить ее окончательно, то найти хотя бы разумный компромисс. Идти, словом, от жизни...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter