Цена по факту.

«НГ» узнала, какие услуги ЖКХ могут стать дороже и вернут ли жильцам субсидии на оплату жировок.

«НГ» узнала, какие услуги ЖКХ могут стать дороже и вернут ли жильцам субсидии на оплату жировок.

Озвученная в плане действий правительства информация о том, что к концу года тарифы на коммунальные услуги вырастут, уже обсуждалась не единожды. Больше всего вопросов у простых людей, естественно, вызывает названная цифра: жильцы должны будут из своего кармана оплачивать 30 процентов реальной стоимости услуг ЖКХ вместо 22 сложившихся за первые пять месяцев этого года. О конкретных суммах, на которые вырастут платежи, пока речь не идет: различные варианты повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги сейчас как раз прорабатываются. Рост цен может быть как единовременным, так и проводиться в несколько этапов. Но в любом случае понятно – жировки «потяжелеют». Что именно станет дороже?

Можно ли будет пережить повышение цен безболезненно и вправе ли финансово не защищенные жители страны рассчитывать на какую-то помощь в оплате счетов? С этими насущными вопросами “НГ” напрямую обратилась к министру жилищно-коммунального хозяйства страны Андрею ШОРЦУ.

— Уже давно говорится о том, что плата за воду у нас несопоставимо мала с реальными расходами на ее добычу, отсюда и бездумное отношение к ее потреблению. Поэтому как один из вариантов стимулирования экономного отношения жильцов к воде рассматривается предложение по введению дифференцированных тарифов на услуги водоснабжения и канализации. Что это означает?

— Такой вариант сейчас действительно прорабатывается. Оплату за услуги водоснабжения в пределах определенного объема предлагается взимать по фиксированным тарифам для населения, за объемы воды, потребляемой сверх этой нормы, — по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат. То есть дотироваться будет лишь какой-то определенный объем воды на человека в месяц. Хотите использовать больше — пожалуйста, но платить за дополнительные кубометры нужно будет по более высокой цене.
Такое предложение обоснованно. Удельный вес электроэнергии в себестоимости услуги водоснабжения достаточно велик и составляет порядка 25 процентов, при этом тариф на электрическую энергию возрос за 2011 год для организаций жилищно-коммунального хозяйства более чем в 1,5 раза. Отсюда и необходимость заставить людей экономить. Введение дифференцированной оплаты приведет к снижению объемов потребления воды населением. Соответственно, снизятся и затраты водоснабжающих организаций на оплату электрической энергии, налога на добычу.
Тем самым введение дифференцированных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения позволит не только стимулировать жильцов более рационально пользоваться этими услугами, но и реально сократит расходы местных бюджетов на их предоставление. Ведь сейчас при утвержденном тарифе на воду в размере 467,5 рубля за кубометр себестоимость оказания данной услуги, сложившаяся за 5 месяцев этого года, составляет 1841 рубль. Получается, что население возмещает около 25 процентов затрат. На услуги канализации тариф для населения установлен в размере 242 рублей за кубометр, при этом себестоимость услуги составила 1400 рублей, т.е. население в настоящее время возмещает только 17,3 процента затрат на ее оказание.

— А о каких нормах пользования “дешевой” водой идет речь? Не скажется ли введение таких ограничений на комфорте проживания? Ведь из экономии люди могут начать отказывать себе в каких-то необходимых в быту вещах.

— На комфорте это не скажется, ведь речь идет не о жестком лимитировании использования воды, а лишь о здоровой экономии дорогостоящего ресурса, с которой знакомы жители многих европейских государств. Объемы потребления просчитать несложно, в стране практически все жилые помещения (98 процентов. — Авт.) оборудованы счетчиками воды, что позволяет иметь точные данные для расчета фактических объемов потребления воды жильцами.
Анализ водопотребления уже проводился. Он показывает, что фактически один человек, проживающий в благоустроенном жилфонде в Минске или областном центре, в сутки использует порядка 150 л воды (4,6 куб.м в месяц). В населенных пунктах с численностью населения более 50 тысяч человек эта цифра немного меньше — около 140 л на человека в сутки (4,2 куб.м в месяц), в населенных пунктах с численностью населения менее 50 тысяч человек — 120 л на одного человека в сутки (3,6 куб.м в месяц). Кстати, примерно столько же воды расходуют сегодня жители всех развитых европейских стран: в Германии, Франции, Швеции этот показатель составляет 130—140 л на человека в сутки (4—4,2 куб.м в месяц).

— Раньше у менее защищенных в финансовом плане жильцов при оплате услуг ЖКХ была ощутимая поддержка в виде безналичных субсидий. Но сейчас такие люди могут рассчитывать только на общую адресную социальную помощь, которая может расходоваться в том числе и на другие нужды. Этой помощи будет достаточно при подорожании жилищно-коммунальных услуг?

— Такой вопрос действительно стоит. Сегодня право на получение адресной социальной помощи имеют граждане, доход которых ниже бюджета прожиточного минимума. Поскольку бюджет прожиточного минимума составляет чуть больше 343 тысяч рублей, то практически даже одиноко проживающие пенсионеры, получающие пенсию по возрасту, не имеют права на адресную социальную помощь. Например, в прошлом году исходя из установленного критерия нуждаемости адресной социальной помощью воспользовались в основном многодетные и неполные семьи.
С ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги расходы жильцов на содержание жилья и оплату коммунальных услуг возрастут, однако количество граждан, имеющих право на получение адресной социальной помощи, значительно не увеличится, так как критерий нуждаемости останется прежним. С этим, естественно, нужно что-то делать. Министерство уже предложило возвратиться к ранее действовавшей системе — в виде безналичных жилищных субсидий.

— Кому и насколько поможет возвращение к жилищным субсидиям?

— Вспомним схему, по которой предоставлялись безналичные субсидии. Для расчетов коммунальники использовали установленные нормы потребления услуг. Безналичные субсидии предоставлялись семьям в том случае, если высчитанная по этим нормам сумма платы за жилищно-коммунальные услуги превышала 20 процентов совокупного дохода семьи, проживающей в городе или поселке городского типа, и 15 процентов дохода семьи, проживающей на селе.
Такой механизм сопоставления расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и доходов граждан является наиболее совершенным и позволяет оказывать социальную поддержку не только многодетным и неполным семьям, но и другим категориям граждан, в том числе одиноким пенсионерам.
Возвращение к предоставлению жилищных субсидий позволит повысить размер получаемой помощи и тем самым оказать дополнительную поддержку малообеспеченным гражданам для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Предполагается, что эта помощь, как и раньше, будет иметь целевое назначение и перечисляться на счета организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

— Но экономия за счет увеличения тарифов на услуги ЖКХ все равно лишь частично изменит положение дел, ведь даже при переходе на 30-процентный уровень возмещения затрат оставшиеся 70 процентов расходов все равно нужно будет покрывать. За счет бюджета и активного использования энергосберегающих мероприятий. Как изменят свою работу организации ЖКХ?

— Бюджет 2011 года был утвержден на основании расчетов, произведенных в мае прошлого года, в соответствии с прогнозируемыми в тот период ценовыми условиями. Однако в связи с произошедшим в январе подорожанием энергоресурсов и изменением в мае курса рубля значительно увеличились затраты организаций ЖКХ на оказание услуг населению.
Возросли также затраты на химреагенты, материалы, используемые для текущего ремонта и технического обслуживания, комплектующие изделия, стройматериалы. Естественно, чтобы минимизировать последствия увеличения затрат, организации ЖКХ проводят работу по их сокращению.
В итоге за первые три месяца этого года обеспечено выполнение задания по снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению и в целом по республике затраты снижены в сопоставимых условиях на 6,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе по водоснабжению — на 5,8 процента, водоотведению — 5,5 процента, теплоснабжению — 6,6 процента, жилищному хозяйству — 5,9 процента.
Однако рост затрат все равно опережает возможности предприятий жилищно-коммунального хозяйства по их снижению, поэтому и возникает необходимость в увеличении тарифов. Сейчас детально рассматриваются различные схемы роста тарифов, но одновременно с этим прорабатываются и различные варианты поддержки населения. Ведь организации ЖКХ заинтересованы в том, чтобы жильцы могли вовремя и полностью оплачивать все оказываемые им коммунальные услуги.

Справка “НГ”

Существовавшая субсидия высчитывалась не из суммы, которая начислялась по жировке, а по установленным нормам (в зависимости от степени благоустройства дома, состава семьи). Из этой суммы нормативного платежа нужно было вычесть доход семьи, умноженный на 0,2 или 0,15 (в зависимости от того, в городе или на селе живут получатели субсидии). Полученная цифра и была суммой субсидии. Если в результате вычитания получалось отрицательное число, это означало, что субсидия не положена.

КСТАТИ

Сейчас тариф для населения на услуги по холодному водоснабжению составляет 467,5 рубля за куб.м, по канализации — 242 рубля за куб.м. Тарифы, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат, существенно от них отличаются: на холодное водоснабжение — 1440,9 рубля за куб.м, на канализацию — 1105 рублей за куб.м.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter