Цена пива

(Окончание.
(Окончание. Начало в N 240 за 23 декабря.)

Аккуратный захват

Торговые войны начинаются по-разному. "Пивная война", к сожалению, случилась из-за беспечного попустительства наших чиновников. Рынок, широко распахнутый на восток, был брошен на произвол судьбы. А чиновники словно закрыли глаза и ожидали, чем все закончится.

В 2001 году бутылка "Балтики" в России стоила примерно на 30 - 40 процентов дороже, чем в Беларуси. С одной стороны - просто, с другой - сложно - те же затраты и то же пиво. Но механизм был многократно обкатан до "Балтики". А имя ему - политика протекционизма. Первоначально на интересующий рынок поставляется классный продукт по очень низкой цене. Он быстро раскупается, завоевывает популярность, и вот тогда под узнаваемой маркой подается как бы "фирменный товар", но по дешевке и заведомо низкого качества.

Захват нашего рынка "Балтикой" проявился во всем многообразии и, кроме всего прочего, сопровождался массовым нелегальным ввозом в страну пива через коммерческие структуры. Масштабы неофициальной пивной экспансии "Балтики" поразили даже видавших виды специалистов Госконтроля. В 2002 году специалисты КГК проанализировали производство и продажу пива на внутреннем рынке. И выяснилось, что каждый житель Беларуси, включая немощных стариков и младенцев, выпил как минимум... 25 литров за год. И главный импортер не кто иной, как щедрый инвестор - "Балтика". Это ее пиво вовсю продавалось через сеть киосков частных предпринимателей и зачастую по подложным документам и без налогов. Потери бюджета только за 2002 год оценены в 50 миллиардов рублей. Система импорта через открытую российско-белорусскую границу оказалась фактически неуправляемой, а наш собственный рынок - оккупированным. А те миллионы долларов, что "Балтика" намеревалась инвестировать в Беларусь, были у нас ею уже получены. В то время как собственные заводы при равнодушии правительства хирели и деградировали.

Не менее впечатляющие сведения сообщал тогда и Белгосстандарт. Едва ли не каждая партия российского пива на наших рынках продавалась без документов, подтверждающих качество. А физико-химический анализ содержимого отдельных бутылок и банок выдал неприятный результат: пиво не соответствует требованиям ГОСТов. Технологии производства некачественного, т. н. "экономичного", пива известны. Можно, например, намеренно ускорить процесс брожения, упростить фильтрование - да все, что угодно, чтобы максимально снизить затраты.

Кстати, этой весной в одной из российских газет появилась статья под характерным заголовком "Перед употреблением... вылить", где речь шла о резком снижении качества пива, в том числе "балтийского". Причем журналисты опирались на официальные данные проверок пивных заводов. Ни один завод не посмел возражать, кроме "Балтики", подавшей на газету в суд, но... проигравшей.

Нокаут

Мировая практика захвата собственности знает сотни и тысячи самых разных легальных приемов. Многие из них широко опробованы в России и уложили на лопатки не одно вполне здоровое предприятие. Последовательная государственная политика хранила отечественную экономику от экспансии российских олигархов, хотя им с их миллиардными долларовыми состояниями ничего не стоило съесть и благополучно переварить наши нефтяные, химические и газотранспортные производства. "Балтику" в этом смысле можно смело назвать пробным шаром, который, однако, высоко не взлетел.

...Итак, напомним: летом 2001 года в Минск въезжают колонны с новым дорогостоящим пивоваренным оборудованием. Но это отнюдь не щедрый подарок "Балтики". Оборудование оформлено в долг всего на 180 дней и под 10 процентов годовых. Но годовая прибыль "Крынiцы" не превышала 1,5 миллиона долларов, а начавшаяся реконструкция съела и ее. Значит, вернуть деньги через полгода предприятие не сможет ни за что. Так у "Балтики" появился козырь, которым она и воспользовалась. Инвестиционный проект составляется с позиции силы.

Санкт-петербургская компания в принципе не отказывается инвестировать в "Крынiцу" 50 миллионов долларов. Но диапазон форм притока капитала предлагается настолько широкий, что непонятно, будут ли это реальные инвестиции, или, например, переброс подержанного оборудования с одного из российских заводов и оформление его в лизинг, или еще один "выгодный" кредит, подобный уже предоставленному. Кстати, о 10-миллионном долларовом займе и его трансформации в долгосрочный - ни слова. Противоречия как будто нет. О социальных гарантиях работников тоже говорится как-то вскользь и очень скромно - "на уровне не ниже существующих". Ничего себе! А где 450 долларов обещанной заработной платы? С обещанием строительства ледового дворца тоже ничего не получилось. Его Беларусь могла получить только в обмен на контрольный пакет акций "Крынiцы".

Казалось бы, что такое контрольный пакет акций одного пивзавода и почему вокруг этого проекта было сломано столько копий? Ведь корпуса "Крынiцы" стоят на нашей земле. На новом оборудовании будут работать наши люди. Налоги пойдут в казну. А у государства останется достаточно акционерного капитала, чтобы блокировать неугодные решения, плюс масса экономических и административных рычагов управления предприятием. Звучит вразумительно и вполне правдоподобно. Однако в данной ситуации необходимо учитывать некоторые характерные особенности "инвестора". В России "Балтика" стала по сути "государством в государстве", любое критическое слово в адрес пивного гиганта воспринимается как публичное оскорбление и служит поводом для судебных разборок. К примеру, не так давно "Балтика" пыталась судиться... с главным санитарным врачом России. А поводом послужили его слова о "необходимости контроля пивного рынка", потому что массовое приобщение к пиву молодежи не во здравие нации. Суд иск "Балтики" отклонил. Но факт остается фактом. Как можно сотрудничать с компанией, для которой существует только одно мнение - собственное?

Тем более, что мы не имеем права на эксперименты.

Богатая Россия могла сто раз ошибаться и экспериментировать со своей собственностью. Долго ли нефти, газа накачать, золота накопать да сбыть по сходной цене. У нас таких возможностей нет. Так что "Балтике" было тактично предложено: сотрудничаем строго в рамках соглашений. А точнее, так: 24,5 миллиона долларов - "Крынiце" (с учетом уже ввезенного оборудования), 30 процентов акций - "Балтике". Затем промежуточное инвестирование с одной стороны и еще 10 процентов акций - с другой. И наконец, полная модернизация производства на 50 миллионов долларов = контрольный пакет пивзавода. В подтверждение добрых намерений "Крынiца" акционировалась, и цена ее, очень даже умеренная, определена независимой консалтинговой компанией. И "Балтика" с ней вроде согласна. Но менять инвестиционное соглашение не спешит. А зачем, если "Крынiца" уже "на крючке"?..

В мае прошлого года в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате России появляется исковое заявление "Балтики" к ОАО "Крынiца" о взыскании 10-миллионного долларового долга. Никакие доводы о его реструктуризации и отсрочке на несколько лет не принимаются. В счет долга опечатывается солодовенно-элеваторный корпус предприятия. Но этого мало. "Балтика" подает иск в Краснодарский суд, чтобы обратить взыскание на санаторий "Белая Русь" и арестовать собственность нашего государства. Вот это размах! А заодно подается иск в Высший хозяйственный суд Беларуси с требованием банкротства "неплатежеспособного должника".

...Государство приняло исчерпывающие меры. Должника больше нет. Президент провел совещание о развитии пивоваренной отрасли. Была проанализирована вся цепочка производства от ячменного поля до заводов. Вывод один. Беларусь сможет самостоятельно восстановить работу "Крынiцы" и всей отрасли, подняв ее на новый уровень качества. Ведь пиво - важный источник пополнения бюджета. Бездумно продавать пивзаводы неразумно. Тем самым была поставлена точка в скандальной инвестиционной истории. И жизнь пошла своим чередом.

В будущем году "Крынiца" выпустит 15 миллионов декалитров пива, по сути, удвоив производство. Кстати, качество нового янтарного напитка контролируют компьютеры, а система очистки и безвоздушной укупорки сохраняет питательные свойства на полгода. В мае Брестский, Полоцкий пивзаводы, ОАО "Белсолод" и Приорбанк объединятся в мощную финансово-промышленную группу, чтобы к 2005 году полностью контролировать выращивание ячменя, производство солода, отечественный рынок продаж и развивать экспорт. За счет качества, низкой цены, а главное, порядочности во взаимоотношениях с партнерами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter