Цена пива

Поставлена точка в нашумевшей и затяжной истории.
Поставлена точка в нашумевшей и затяжной истории. Инвестиционный проект пивоваренной компании "Балтика" в Беларуси закрыт. Акционерное общество "Крынiца" сполна расплатилось с "инвестором", чтобы забыть о нем. А хорошее дело - реконструкция завода - будет продолжаться. На днях завершится первый этап модернизации и новое пиво поступит в продажу.

Для непосвященных это будет просто хороший напиток, сваренный по новейшим мировым технологиям очистки и брожения. А на самом деле - флаг победы в довольно жесткой и поучительной борьбе за передел национальной собственности и всего пивного рынка страны. О том, как это было, мы готовы рассказать читателям.

Ход конем. Троянским

В 2000 году пивной рынок Беларуси лихорадило. Выпуск сокращался. Качество снижалось. И вовсе не потому, что директора всех 28 пивоваренных заводов потеряли рыночное чутье и профессиональное мастерство. Огромная доля вины лежит на тех, кто отраслью управлял. Пивзаводы работали в условиях жесткого регулирования цен, высоких налогов, административного прессинга, и прибыль их таяла. Колхозам был доведен госзаказ на выпуск ячменя. Те возделывали его, как Бог на душу положит. Пивовары, подчиняясь приказу сверху, вынуждены были скупать низкосортное зерно и делать из него второсортное пиво. К тому же большинство крупнейших пивзаводов - Слуцкий, Полоцкий, Речицкий, Бобруйский и "Крынiца" - разменяли третий десяток лет, причем с 1990 года в развитие технологии вкладывались лишь жалкие крохи своих средств и ни цента - иностранных инвестиций. Оборудование износилось и морально устарело. В общем, получался какой-то сплошной упадок и уныние, а не радость хмельного питья.

Совершенно иная картина нарисовалась по ту сторону наших прозрачных восточных границ. Пивной рынок России стремительно шел в гору. Часть заводов там скупили иностранцы, вложили в них миллиард долларов и утроили выпуск продукции, начинив предприятия экономичными компьютерными технологиями. Необъятный российский рынок тут же пал к их ногам. Доступный и доходный. Правда, все это в основном касается двух корпораций. Половину российского пивного рынка поделили пивоваренная компания "Балтика" (25 процентов), за спиной которой стоит шведско-финская фирма "Baltik Beverages Holding" (основные брэнды "Балтика" и "Ярпиво") и "Sun Interbrew" (15 процентов продаж). Это - "Клинское", "Толстяк", "Пит", "Сибирская корона". А национальные производители пива в большинстве своем находились на распутье: либо сдаться на милость победителей, либо захиреть до смерти.

В этот самый момент, как джинн из кувшина, на минском пивзаводе "Крынiца" появляется инвестор. Приходит грамотно и помпезно, заручившись поддержкой в правительстве, в Администрации Президента, не говоря о самой "Крынiце". Кстати, ее производственные "мощи" хоть и просились в металлолом, но продолжали кормить коллектив. Выпуск пива пусть по старинке, но рос и приносил около 2 миллиардов рублей чистой прибыли в год. Это позволяло, между прочим, содержать оздоровительный лагерь на берегу Азовского моря и даже спонсировать спортивную команду. Ведь как-никак "Крынiца" контролировала четвертую часть очень доходного пивного дела страны.

Словом, "невеста", словно принцесса, была стратегически хороша и привлекательна. Но и Таймураз Боллоев, генеральный директор "Балтики", не скупился, готов был выложить за будущий союз 50 миллионов долларов. В российских и белорусских СМИ появились его интервью, в которых как из рога изобилия сыпались обещания: сохранить и приумножить социальную сферу, каждому работнику положить не меньше 450 долларов в месяц, построить ледовый дворец за 2,5 миллиона долларов в районе стадиона "Трактор" и прочее, прочее. И все это в обмен на такую малость, как контрольный пакет акций одного пивного завода!

Однако к весне 2001 года не только СМИ, но и правительственные чиновники были зачарованы грандиозным проектом и готовы бросить на произвол судьбы два десятка еще "тепленьких" пивзаводов, предполагая загрузить их минералкой, газировкой и вином. Шансов выжить рядом с "Крынiцей", планирующей вчетверо увеличить потоки пива, у других практически не было. Ведь это 30 миллионов декалитров - исчерпывающая потребность страны в хмельном напитке. А за спиной "Крынiцы" с контрольным пакетом акций и потенциальной возможностью скупить еще 10 процентов у коллектива будет стоять "Балтика", способная и сама раздавить "мелочь пузатую".

6 марта 2001 года Таймураз Боллоев лично встречается с Президентом и подтверждает все свои намерения. По итогам встречи была создана рабочая группа из представителей концерна "Белгоспищепром" и "Балтики". Этот мозговой центр должен подготовить проект инвестиционного соглашения. Казалось бы, все. Ура!

Но... 8 июня концерн "Белгоспищепром" сообщает в Совмин, что переговоры рабочей группы зашли в тупик. "Балтика" динамично лоббирует вопрос приобретения контрольного пакета акций. "Что делать?" - вопрошают чиновники. Ни письменного распоряжения Президента, ни необходимого на то решения правительства у них нет. Не успели разобраться - а в Минск уже помпезно въезжают тяжеловозы с сияющими новизной бродильными цистернами. "Балтика" действует стремительно. Вот, мол, не дожидаясь законодательного оформления, мы делаем рискованный шаг - везем новейшее оборудование аж на 10,5 миллиона долларов. Но то, что на телекартинках выглядело безупречно, в жизни оказалось прозаичнее...

(Окончание в следующем номере.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter