Цена оккупации

Еще в канун нового тысячелетия литовский сейм изумил мир принятием сенсационного, непостижимого здравым умом закона

Еще в канун нового тысячелетия литовский сейм изумил мир принятием сенсационного, непостижимого здравым умом закона. Согласно ему 23 июня 1941 года — день начала организованного истребления людей в Литве еще до прихода гитлеровцев — был объявлен «национальным праздником». 

Это дело во многом на совести политиков вроде литовского президента В.Адамкуса. Еще в молодости он бежал в Германию с отступающими войсками вермахта, боясь попасть в руки Смерша после того, как участвовал в уничтожении советских танков, освобождавших летом 1944-го Каунас. Позже, проведя всю жизнь в США, где был кадровым офицером американских спецслужб, Адамкус вдруг объявился в Литве, чтобы стать в одночасье президентом. Американцы знали, на кого ставить. Неудивительно, что приглашение этого человека в Москву на празднование 60-летия победы над фашизмом вызвало шок у него и скандал в сейме Литвы. Член сейма М.Пронцкус (отец которого был убит еще до прихода гитлеровцев) прямо заявил: «Литва — единственное государство в мире, президентом которого является человек, боровшийся на стороне фашистов. Как же он будет праздновать победу над самим собой? От него будут отворачиваться, как от прокаженного. Ведь это же позор на весь мир». 

К сожалению, этот позор не мешает подобным Адамкусу «борцам с тоталитаризмом» именовать советский период литовской истории «оккупацией». А ведь слово «оккупация» не является детищем прибалтийских политиканов, которое они могут трактовать как им вздумается. Еще 18.10.1907 г. на 4-й Гаагской конференции был принят международный правовой акт, определяющий понятие «оккупация» как следствие агрессивных военных действий на территории чужого государства, — «О военной власти на территории неприятеля» (позже он был дополнен Женевской конвенцией от 12.08.1949 г. об охране гражданских лиц). 

Сегодня практически в любом словаре мира можно прочесть, что слово «оккупация» означает насильственное занятие чужой территории военной силой. Например, разгром США суверенного Ирака с целью захвата его нефтяного района под флагом «установления демократии». В оккупации США Афганистана, Ирака, Югославии принимают участие военные силы Литвы. Они вместе со США оккупируют чужие территории. Это очевидно, и юридических доказательств не требуется. А вот СССР вооруженную агрессию против литовского государства не осуществлял и каких-либо военных действий никогда не вел. Следовательно, определение «оккупация» в отношении присутствия частей Красной армии на территории Литовской Республики до июля 1940 года, а затем на территории Литовской ССР до начала Отечественной войны, а также после ее окончания до 1992 года юридически абсолютно ничем не обосновано. 

Теперь разберемся с тем, что за события в сегодняшней Литве объявлены «национальным праздником». 17 ноября 1940 г. проживавший в Берлине К. Шкирпа, доверенное лицо гитлеровцев, объявил о создании т.н. «Фронта литовских активистов» (ФЛА). В него вошли члены фашистских партий, полицейские, ксендзы, журналисты и т.п. Под руководством гестапо ФЛА развернул активную подрывную работу против Советской Литвы. Накануне нападения Германии на Советский Союз ФЛА создает т.н. Временное правительство во главе со Шкирпой, в состав которого вошел министр граф Ландсбергис-Жямкяльнис, отец первого президента «независимой» Литвы. По сигналу ФЛА и т.н. временного правительства 23 июня 1941 года в Литве наступила «Варфоломеевская ночь»: массовое истребление людей литовской фашистской сворой еще до прихода гитлеровцев. Только за один день в Каунасском IX форте убито более 10 000 человек, а всего в районах Литвы, по неполным данным, было истреблено около 40 000 человек. Позже об этом кровавом побоище бригаденфюрер СС Шталенер донес Гиммлеру: «Это было сделано руками литовских палачей». 

Газета эсэсовцев «Дас шварце Кор» писала: «Наша задача — онемечить Восток… Литовский народ должен исчезнуть, как капля воды на раскаленном камне». Из директивы министра восточных оккупированных территорий А.Розенберга: «Целью имперского уполномоченного в Эстонии, Латвии, Литве и Белоруссии должно являться создание германского протектората с тем, чтобы впоследствии превратить эти области в составную часть великой Германской империи путем колонизации представителями германской расы и уничтожения нежелательных элементов». Гитлеровцы уничтожали всякую государственность Литвы. Было упразднено название Литва, вся Прибалтика именовалась кратко — Остланд (Восточный край). Литва исчезла с политической карты мира, а литовские фашисты помогали гитлеровцам. Ускоряя германизацию, гитлеровцы закрыли созданную при советской власти Академию наук, все учебные заведения, театры, библиотеки, сжигали на кострах книги прогрессивных писателей (так же поступали и ландсбергисты в 90-х годах), уничтожали интеллигенцию. Государственным языком стал немецкий. 

За три с половиной года фашистской оккупации Литве был нанесен огромный урон. Всего уничтожено и замучено более 700 тыс. человек — свыше 500 тыс. гражданского населения и 230 тыс. военнопленных. В Литве погиб каждый шестой человек. На принудительные работы в Германию было вывезено около 70 тыс. человек. В целом республике был нанесен ущерб на сумму 17 млрд. рублей (в ценах 1941 г., когда рубль был дороже доллара). 

Быстро шла колонизация Литвы: только к осени 1942 г. из Германии прибыло 16 300 немецких семей. В помощь фашистам предатели литовского народа создали 26 батальонов головорезов и приступили к формированию дивизии СС. В Литве только в послевоенное время они уничтожили 25 тыс. стариков, женщин, детей, в основном за то, что они были сторонниками советской власти. Эти банды действовали не только в Литве, но и в Беларуси и России. Ныне им ставят памятники. В то же время сегодня среди хора духовных наследников гитлеровских холуев в Литве практически не слышны одинокие трезвые голоса историков вроде М.Томашюнаса, указывающего, что «победа над нацизмом спасла литовцев от уничтожения». 

Тем не менее именно день, открывший период господства и зверств местных и пришлых нацистов, по мнению бывших гитлеровских холуев, достоин стать «национальным праздником» для литовцев. При этом почему-то замалчивается любопытная деталь: современная Литовская Республика вышла из состава СССР в 1991 году с территорией, которая на треть превысила ту, с которой она вошла в состав Советского Союза в 1940 году! И это называется «оккупацией и аннексией Литвы»? 

Нелишне напомнить, что в 1945-м Сталин распорядился передать Литве Клайпедский регион (оккупированный Германией весной 1939 года), причем с устьем Немана (район Русне) и северной частью Куршской косы. А осенью 1939-го СССР передал Литве (особо заметим: «несоветской») Вильно с прилегающим районом, захваченные Польшей в 1920 году. За юго-западную часть Литвы (Вилкавишский район) советское правительство в 1941 году и вовсе заплатило Германии 7,5 миллиона долларов. Иначе говоря, Литва, уйдя из Советского Союза как «восстановившееся довоенное государство», почему-то увела за собой территории, полученные от СССР: Клайпедскую область, курорт Друскининкай и даже свою столицу Вильно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter