Цена лома

Сельские автохозяйства — зоны повышенного внимания
Сельские автохозяйства — зоны повышенного внимания

Субботним вечером коллега вместе со своим другом ехали в гости на «Фольксвагене». Шел сильный дождь, поэтому даже при желании разогнать автомобиль они не могли. В районе Белыничей их ослепил свет фар встречной машины, и вдруг впереди мелькнуло очертание какого–то непонятного предмета. Водитель «Фольксвагена» резко затормозил. Но, увы, было поздно: машина буквально вонзилась в какой–то металлический стержень, который «прошил» весь салон легковушки. Выйдя из шокового состояния, водитель и пассажир поняли, что чудом остались живы, — «Фольксваген» представлял собой груду металлолома. Вскоре прояснилась картина случившегося: журналист со своим товарищем врезались в держатель плуга стоявшего на обочине «Кировца». А поздно его заметили потому, что он просто–напросто никак не был обозначен. То есть вообще — ни включенными габаритными огнями, ни знаком аварийной остановки, ни хотя бы световозвращающими катафотами. Подъехавшим сотрудникам ГАИ тракторист потом объяснял, что председатель колхоза якобы заставил его работать на машине, в которой виновник аварии абсолютно не разбирался и даже не знал, как там... включаются фары.

Впрочем, в этом ДТП пострадавшие хоть и потеряли недешевый автомобиль, но все же остались живы. А вот молодой семье с маленьким ребенком трагедии избежать не удалось. Когда на своем «Форде–Фокус» семья возвращалась домой по трассе Минск — Микашевичи, на встречную полосу внезапно выскочил огромный МАЗ, которым управлял работник ОАО «Старица–Агро». Лобовое столкновение не оставило пассажирам легковой машины никаких шансов выжить. Экспертиза показала, что водитель МАЗа был пьян...

Оба этих случая, наверное, можно было бы назвать роковой случайностью. Если только не знать, что Госавтоинспекция буквально бьет в набат, возмущенная откровенно безалаберным отношением к обеспечению дорожной безопасности в сельскохозяйственных предприятиях. Например, проведенная ГАИ проверка хозяйств Минского и Гомельского облсельхозпродов показала, что аварийность там стабильно высокая. Стали искать причины. И вот что в итоге обнаружили. В 37 проинспектированных предприятиях не созданы обязательные комиссии по безопасности дорожного движения, в 18 — не ведется учет ДТП и нарушений водителями правил дорожного движения. Руководителями еще 25 СПК не организован вообще или проводится нерегулярно предрейсовый медицинский контроль шоферов. Кстати, медосмотр водителей — святая святых для любого автохозяйства, ведь от этого зависит, в каком состоянии человек окажется на дороге и сможет ли он адекватно контролировать обстановку в плотном потоке транспорта. Так вот, из 16 проверенных сельхозкооперативов в Ветковском и Брагинском районах пункты предрейсового осмотра есть только в двух. В Жлобинском — в трех из 20, в Чечерском — в одном из 13. При этом на некоторых предприятиях медосмотр проводится только во время посевной и уборочной кампаний. Да и то не всегда медиками — иногда белые халаты примеряют на себя даже... механики и диспетчеры.

Во многих районах, особенно в горячий период уборочной страды, руководители милостиво позволяют садиться за руль механизаторам, которые лишены водительских прав. Точно так же сквозь пальцы многие смотрят на состояние автомобилей и тракторов: сроки техобслуживания не выдерживаются, государственный техосмотр игнорируется. На таком фоне «заброшенность» учебных классов по безопасности дорожного движения или эксплуатация гужевых повозок без светоотражающих элементов, обнаруженные в большинстве СПК, выглядят уж просто мелким «недоразумением».

— Мы понимаем, что необходимо обеспечивать продовольственную безопасность страны, — вздыхает заместитель начальника УГАИ МВД Евгений Карпович. — Но не такой же ценой! Проверки сельскохозяйственного автопарка ГАИ проводит постоянно и о нарушениях регулярно информирует Министерство сельского хозяйства. Но пока ситуация не меняется. Нам объясняют, что, когда закончится уборка и спадет напряжение, недостатки начнут исправлять. Однако люди гибнут на дорогах уже сейчас. И никакими самыми благими намерениями эти трагедии оправдать невозможно.

Водители предприятий сельского хозяйства, выезжая в рейс с многочисленными нарушениями, рискуют не только своей жизнью, но и жизнями людей, которые повстречаются им на пути. Более того, они управляют большой и сложной техникой, малейший сбой в работе которой чреват не просто мелкими столкновениями, а серьезными ДТП с человеческими жертвами. Представьте ситуацию: комбайнам нужно переехать с одного поля на другое по дорогам общего пользования. Хорошо, если комбайнов несколько — в таком случае их, как правило, сопровождает автомобиль ГАИ. А если комбайн один, да еще с каким–нибудь «полетевшим» механизмом, да еще на ночной дороге — это же потенциальный «истребитель» для легковых машин...

Или вот изъяло ГАИ водительские права у механизатора, а председатель кооператива все равно заставляет его садиться за руль и работать. К чему это приведет? Человек может уверовать в безнаказанность и продолжит наплевательски относиться к профессиональным обязанностям. А ведь ему доверено управлять «транспортным средством повышенной опасности».

Раньше в колхозах были инженеры по безопасности дорожного движения, сейчас же подавляющее большинство хозяйств исключило подобную единицу из своих штатов, стараясь сэкономить деньги. Но жизнь показывает, что эта экономия весьма сомнительна. Сплошь и рядом не соблюдается режим рабочего дня. Много техники находится в таком состоянии, что никогда не пройдет государственный техосмотр. Да она его и не проходит, хотя все равно эксплуатируется. Понятно, что не у всех предприятий хватает денег на покупку новых тракторов или грузовиков. Но ведь можно их хотя бы своевременно чинить?

Конечно, за выявленные нарушения руководителей хозяйств привлекают к административной ответственности. Только очевидно, что одними штрафами проблему не решишь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter