Цена и ценность по-американски

Нобелевский лауреат К. Лоренц в свое время сказал о западной цивилизации: «Это цивилизация, знающая цену всему, но не знающая ценности ничего». В верности этого афоризма в очередной раз убеждаешься, глядя на то, что происходит с долларом...

Нобелевский лауреат К. Лоренц в свое время сказал о западной цивилизации: «Это цивилизация, знающая цену всему, но не знающая ценности ничего». В верности этого афоризма в очередной раз убеждаешься, глядя на то, что происходит с долларом, курс которого периодически снижается до очередных исторических минимумов. 

Справедливости ради стоит отметить, что падению американской валюты способствуют и резкие заявления китайских финансовых регуляторов о необходимости диверсификации государственных золотовалютных резервов (ЗВР). Китайские финансисты, по сути, официально высказывают доллару недоверие. Так, недавно заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (парламента) Чэн Сывэй заявил, что КНР должна сбалансировать валютные резервы с тем, чтобы сильные валюты вроде евро компенсировали слабые валюты, такие как доллар. Одновременно замдиректора Народного банка Китая Сюй Цзянь подтвердил, что «доллар теряет статус мировой валюты». 

Китай уже начал постепенно снижать долларовую составляющую своих крупнейших в мире ЗВР, эквивалентных $ 1,43 трлн. С апреля по август 2007 г. Пекин продал 5 % имеющихся у него государственных казначейских облигаций США, снизив их общий объем до рекордно низких
$ 400 млрд. Примеру Китая следуют и другие страны, имеющие огромные сбережения, сконцентрированные по большей части в долларовых активах и обесценивающиеся по мере падения стоимости американской валюты. Именно поэтому, например, Япония и Тайвань в конце лета продали часть казначейских облигаций США. 

При этом, по оценке комментаторов, если кто из мировых игроков и может сейчас серьезно уронить доллар, так это именно Пекин. По данным газеты «South China Morning Post», Китай хранит в американской валюте от 65 до 70 % своих валютных резервов (от 900 млрд. до 1 трлн. долларов). Похоже, что для Вашингтона термин новая «китайская угроза» становится вполне уместен. Диверсификация ЗВР Пекина может подорвать позиции не только доллара, но и всей экономики США, поскольку, как отмечают эксперты, «ранее существенную часть своих долларовых сбережений Пекин направлял на приобретение американских облигаций, тем самым обеспечивая приток инвестиций в США. Уход же от доллара будет означать снижение финансирования американского потребления, которое является одним из локомотивов экономики США». 

По словам американской «The Asia Times» (статья «Голый гегемон»), США — самая привилегированная нация мира, поскольку обладает монопольной привилегией печатать мировую резервную валюту столько, сколько ей заблагорассудится, и это ей не стоит ничего, кроме расходов на бумагу и краску. Более того, за счет этого дядя Сэм может экспортировать за границу инфляцию, которую он создает, печатая лишние доллары, которых по миру обращается уже, по крайней мере, в три раза больше, чем у дяди Сэма дома. Вдобавок его страна также единственная, чей «внешний» долг большей частью деноминирован в его собственных долларах – мировой валюте, которые он может печатать, как ему захочется; в то время как долги большинства иностранцев тоже деноминированы в тех же долларах, но они должны покупать их у дяди Сэма на свою валюту и реальные товары. 

Сегодня США являются не только самой большой экономикой в мире, оттягивая на себя около 30 % мирового ВВП, но и самой крупной в мире страной-должником. Еще в 2004 году суммарный долг американского государства, в лице всех его субъектов, от федерального правительства до правительства штатов и муниципалитетов, корпораций и домохозяйств, вырос примерно на 3 триллиона долларов (с 33 до 36 триллионов долларов). В 2005 году этот процесс продолжился, а суммарный долг вплотную приблизился к отметке 40 триллионов. В июле 2006 года дефицит торгового баланса США вновь вырос до очередных рекордных $ 68,04 млрд. 

Главной финансовой проблемой Америки стал громадный дефицит внешней торговли, т.е. превышение импорта над экспортом для всей страны в целом, выраженное в стоимости товара (для снижения которого доллар и потребовалось уронить). Почему внешнеторговый дефицит опасен для курса национальной валюты страны? Если эта валюта называется «доллар», то, значит, ей будут расплачиваться не только внутри США, но и на внешнем рынке. В случае внешнеторгового дефицита количество долларов, ушедших из страны за границу, будет превышать количество юаней, иен, евро и опять же долларов, пришедших из-за границы в страну. Разница разойдется по миру: по счетам и хранилищам банков, по сейфам, ящикам, кошелькам, подушкам и матрасам. Пока все будут считать, что «в Штатах все о’кей», ничего не случится. Но случись что… Обвал пирамиды «МММ» — только в глобальном масштабе – покажется весьма бледной аналогией. Вот поэтому все, кто это себе представляет, заранее учитывают это «случись что» при торговле валютой. Как правило, профессионалы делают это без ненужной и опасной нервозности. Просто с каждым годом «случись что» требует учитывать себя все больше и больше. 

По словам российских экспертов, в свое время «денежные власти США однозначно поставили на рост доллара, и хотя причиной такой политики была указана высокая инфляция, в реальности это привело и к поддержке роли доллара в мировой экономике. Иными словами, сторонники сохранения доллара как единой меры стоимости и мировой валюты сумели навязать свою позицию денежным властям США. Платой за это и стало резкое увеличение долговой нагрузки на субъекты американской экономики, что еще более усугубило противоречие между двумя основными функциями доллара — единой меры стоимости и национальной валюты США». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter