Цена диплома

Нужно ли нашей стране сегодня столько выпускников вузов?

Нужно ли стране столько выпускников вузов?

Когда-то стать студентом одного из белорусских вузов было непросто. И самих институтов было немного, а уж университет и тем паче один, и шансов, если что-то недоучил, почти никаких. Недобравшие один балл могли поступать два-три года подряд, кто-то делал выбор в пользу среднего специального учебного заведения. Так обстояло дело, когда высшее образование было полностью бесплатным. Сейчас тем, кто недобрал десяток, а то и более баллов, необходимых, чтобы стать студентом, не нужно ждать годами. Плати и учись. Учишься хорошо — получай льготы на оплату обучения или переводись на бюджет.

Хорошо это или плохо? Сложно сказать. Популярность высшего образования по-прежнему растет. Мы готовы пойти на все ради одной, а то и нескольких заветных корочек. Все хотят носить костюмы и работать в офисах, а работа за станком, даже с достойной оплатой, по-прежнему привлекает немногих.

Было много дискуссий относительно того, каков должен быть процент дошедших до высшей образовательной ступени. Говорят, в советские времена эта цифра не превышала 35 процентов от числа выпускников школ. Сегодня — практически сто. Конечно, это совсем не означает, что выпускники лишь этого года штурмуют вузы, но цифры, согласитесь, вполне сопоставимые: одиннадцатилетку в этом году окончили более 59 тысяч ребят, а студентами вузов стали 61,5 тысячи человек. Есть и еще одна интересная цифра. Число первокурсников, которые будут обучаться на платной основе, превысило 33,5 тысячи. Простая арифметика покажет, что бюджетников в этом году меньше — около 28 тысяч. Соотношение прошлого года и вовсе составляло 52,8 тысячи против 30,87.

Это не говорит о том, что платят только худшие. Заместитель председателя организационной комиссии по проведению централизованного тестирования в БГУ Вячеслав Молофеев упоминал, что абитуриент в вуз приходит очень мотивированный и что были случаи, когда ребята с высокими баллами отказывались от поступления на родственные специальности на обучение за счет средств бюджета в пользу избранной специальности за оплату. Да и чтобы поступить в БГУ, к примеру, на «международное право» и «международные отношения», нужно было набрать ни много ни мало 283 балла, на «лингвострановедение» — 278, «таможенное дело» — 236. Конечно, бюджетные показатели были и того выше и составляли соответственно 388 и 364, 363, 323. Вместе с тем с такими баллами можно было претендовать на бесплатное обучение в другом вузе или на другой специальности.

Но речь, увы, не обо всех. Без сомнения, часть студентов-платников далеко не блещет знаниями. Введение с этого года нижних порогов тестовых баллов несколько изменило ситуацию. Для белорусского и русского языков — 10 баллов, 15 — по физике, математике, биологии и химии, 20 — по историям, обществоведению, иностранным языкам, географии… Но достаточно ли такого уровня знаний для будущего студента вуза? А ведь даже этот порог не преодолела почти 41 тысяча абитуриентов! Кто эти люди и почему они решили, что имеющихся в копилке знаний будет достаточно для поступления? Или шли на «авось» в надежде пройти хоть куда-нибудь, так как бытует мнение, что поступают почти все? Пусть не на самую престижную специальность, не в самый престижный вуз.

При поступлении на бюджет в этом году проходной балл на некоторые специальности составлял 96. В сравнении с прошлым годом, когда были случаи, что эта цифра достигала 46, результат хороший. Но если разделить даже эту цифру на количество экзаменов, картина все же выходит не слишком радужная. Да и получается, что некоторые платники набрали и того меньше…

Стоит ли говорить сейчас о величине оплаты? За отсутствие знаний можно и нужно платить. Ведь зачастую преподавателю изначально приходится подтягивать новоиспеченного студента лишь до уровня вуза! Конечно, повторюсь, далеко не все платники таковы. Но, как показывает практика, хороший студент сегодня работает с третьего курса, а значит, хотя бы частично может заработать на свое обучение. Как это делается во многих странах мира. А если он, действительно, хороший, успевающий студент, то и вовсе может перевестись на бюджет и учиться бесплатно.

К слову, на сегодняшний день платное образование в соседних России и Украине еще дороже. Если в Украине эта цифра в зависимости от вуза в среднем составляет сумму, эквивалентную 2 тысячам долларов, то в России оплата, если речь идет, например, о МГИМО, может приближаться к 10 тысячам. Что уж говорить, скажем, про США. Здесь, к примеру, год учебы в Университете Джорджа Вашингтона обходится в 50 тысяч долларов. Не удивительно, что стоимость обучения в БГУИР, который недавно открыл свой филиал в США, считается там вполне приемлемой. Предварительно, напомню, озвучивалась сумма в $ 6000. Белорусский студент, который учится в этом вузе, естественно, платит в разы меньше.

Конечно, все в мире относительно. Но решит ли, скажем, снижение или отмена стоимости обучения, более важную, на мой взгляд, проблему — качества знаний отдельных студентов? Да и нужно ли стране столько дипломированных выпускников? А может, стоит, как в небезызвестной поговорке, пойти по другому пути — лучше меньше да лучше, вернув высшему образованию статус элитного? И взамен средних студентов сделать ставку на хороших рабочих, которые со временем смогут окончить вуз заочно?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter