Цена бакалавра

В свое время мне как заместителю декана филологического факультета БГУ довелось вместе с коллегами разрабатывать и внедрять один из первых вариантов двухступенчатого образования на нашем факультете. Не разрушая советской модели высшего образования и учитывая лучшие достижения образовательной системы Западной Европы, мы сохранили 5-летний срок обучения с присвоением степени бакалавра, скажем, филологических наук или филологии. Вместе с тем эта система имела несколько принципиальных отличий и от советской, и от западноевропейской модели. На 5-м курсе не все студенты должны были писать дипломные работы (бакалаврские проекты), а только те, кто имел высокий средний балл (4,5 и выше). Все остальные сдавали три государственных экзамена. И те и другие получали в результате диплом бакалавра — своеобразный аналог диплома специалиста. Однако ребята, которые не писали дипломную работу, не могли поступать на вторую ступень высшего образования — в магистратуру. А вот те, кто успешно защитил дипломный проект, имели возможность продолжить учебу с дальнейшей перспективой научной и научно–педагогической деятельности.

Предусматривалось также, что, учась в магистратуре, бакалавры могли не только получить степень магистра, но и сдать два кандидатских экзамена. Именно это и было реальным итогом обучения. При поступлении же в аспирантуру оставалось сдать только вступительный экзамен по специальности, а в процессе учебы — кандидатский минимум по специальности. Остальное же время могло быть продуктивно использовано для написания кандидатской диссертации в установленный срок. Такая система подготовки научных и научно–педагогических кадров позволяла сэкономить бюджетные средства, значительно повысить ориентацию выпускников на поступление именно в белорусскую магистратуру и аспирантуру. Магистр имел бы значительное преимущество перед бакалавром, претендуя на более высокооплачиваемую работу.

Позже эта образовательная модель претерпела значительные изменения. Двухступенчатую систему преобразовали в трехступенчатую (бакалавр — специалист — магистр), которая и сегодня действует на филфаке. На четвертом курсе студенты пишут курсовую работу, затем — выпускную бакалаврскую, и... все продолжают учиться на 5–м курсе. Позволю себе вопрос: в чем заключается целесообразность введения данной модели, при которой степень бакалавра функционально обесценена? На 5–м курсе студент вновь пишет и защищает диплом — теперь уже специалиста, и именно он (а не диплом бакалавра!) позволяет ему поступить в магистратуру, предварительно сдав вступительные экзамены. Затем он должен сдать магистерские экзамены, написать магистерскую диссертацию, после чего — снова вступительные экзамены в аспирантуру! Далее — проторенным путем: кандидатский минимум (опять же как минимум 3 экзамена) и защита кандидатской диссертации.

Простое перечисление всех этапов образовательного процесса вызывает множество вопросов. Опыт проведения образовательных реформ на филологическом факультете БГУ на практике показал, сколь трудны пути к так называемой «золотой середине», к идеальной модели двухуровневой системы высшего образования. Очень важно, чтобы реформы не поглотили созидательного начала, ведь залог успеха в любом преобразовании — продуманность и профессионализм.

Владимир КОРОТКИЙ, доцент кафедры истории белорусской литературы БГУ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter