Цемент экспорта

Впервые за долгие годы Беларусь вышла на положительное сальдо в торговле строительными материалами

Впервые за долгие годы Беларусь вышла на положительное сальдо в торговле строительными материалами

Около шестидесяти процентов стоимости строительства составляют стройматериалы. Снижение себестоимости по отдельным, базовым, позициям способно удешевить квадратный метр и сделать Беларусь более конкурентоспособной на внешних рынках.

Удешевить и потеснить

За последние годы благодаря реализуемой в стране программе модернизации удалось коренным образом изменить технологическую ситуацию на ведущих промышленных предприятиях строительной отрасли. Сейчас подходит к завершению процесс ввода и освоения новых мощностей и сокращается импорт зарубежного технологического оборудования. Теперь производители выходят на внешние рынки, чтобы побеждать в конкурентной борьбе. “В нынешнем году предприятия строительной промышленности значительно увеличили объемы экспорта и впервые за длительный период добились положительного сальдо торгового баланса”, — отметил начальник информационно-аналитического центра республиканского строительного комплекса, заместитель директора ГП “Институт жилища — НИПТИС имени С. С. Атаева” Игорь Трофимов.

Сейчас отечественная строительная отрасль почти полностью обеспечена базовыми материалами, в первую очередь цементом.

“Еще в 2008 году существовал дефицит цемента, — вспоминает Игорь Борисович. — Нам даже приходилось его импортировать в объеме до миллиона тонн. Сегодня мы имеем профицит мощностей, и к будущему году он достигнет двух с половиной миллионов тонн. Предприятия готовы к заключению новых контрактов с зарубежными партнерами. Ожидается рост заинтересованности в нашей продукции, поскольку после выхода на полную мощность современных производств и перехода в процессе обжига клинкера с более дорогого газа на пылеугольное топливо удастся снизить себестоимость цемента на тридцать процентов. Данная мера позволит потеснить часть импортеров внутри страны, удешевить сметную стоимость квадратного метра и сделать продукт конкурентоспособным на внешних рынках. Ожидается, что уже по итогам нынешнего года “хлеб новостроек” займет верхнюю позицию по объемам экспорта (а это полтора миллиона тонн стоимостью более ста миллионов долларов) — семикратное (!) увеличение по сравнению с 2008 годом.

А ведь еще не введены все мощности”.

Вторую “экспортную” позицию занимает производственное объединение “Керамин”, которое традиционно активно работает на большинстве рынков сопредельных стран.

На третьем месте разместились стеновые материалы, произведенные по новым технологиям. Например, керамзитовые, ячеистые, керамические поризованные блоки. “По объемам производства ячеистого бетона на душу населения мы конкурируем с немцами, значительно превосходим россиян и украинцев, — отмечает руководитель центра. — Также весомый привес к экспорту дают железобетонные изделия, металлоконструкции и другая продукция”.

“Хрупкий” вопрос

Информационно-аналитический центр, который возглавляет Игорь Трофимов, контролирует конкурентную устойчивость наших базовых предприятий как на внутреннем, так и внешнем рынке. “В последнее время появились вопросы, связанные с производством и реализацией стекла, — говорит о результатах проведенного мониторинга Игорь Борисович. — В скором времени специалисты дадут конкретные рекомендации по повышению эффективности работы  ОАО “Гомельстекло”. Сейчас, несмотря на то что качество нашего стекла значительно улучшено после ввода новых мощностей, количество импортеров на внутреннем рынке достаточно велико. По инерции к нам еще идут поставки из России и Польши. В свою очередь российский рынок перенасыщен стеклом, там большие профициты мощностей на фоне уменьшения спроса. Поэтому нашим производителям предстоит жесткая конкурентная борьба, оружие в которой — себестоимость продукции и эффективный маркетинг. Наши эксперты видят еще одну незанятую нишу — это производство архитектурного стекла с напылением тонких пленок металлов для декоративного эффекта. Мы должны заняться этим вопросом”.

Популярная “шуба”

Своеобразно сформировался спрос на минераловатные плиты ОАО “Гомельстройматериалы”. Продукция востребована в сопредельных странах, и поэтому значительное ее количество идет на экспорт. Сейчас планируется увеличивать мощности производства, уже идет поиск инвестора.

Перспективы белоснежного минерала

Нужен стране и гипсокартон. “В Беларуси будет построен завод (конкурс между претендентами будет объявлен в ближайшее время) мощностью 25 миллионов квадратных метров. Этого хватит и для удовлетворения внутреннего спроса, и для экспортных поставок”, — подчеркнул Игорь Трофимов.

Деревянное зодчество

С развитием индивидуального жилищного строительства и модернизацией домостроительных комбинатов промышленность нашла новое, более современное применение традиционному в Беларуси материалу — дереву. “У нас недосека спелого леса, — поделился информацией Игорь Борисович. — Я знаю, что разговор идет о миллионах кубометров. И его надо активнее использовать. Строить на облегченном фундаменте из модифицированного дерева каркасные современные теплые дома на основе энергоэффективных стеновых панелей. Можно на основе частно-государственного партнерства купить несколько заводов-автоматов, производить и собирать индивидуальные дома за очень короткий срок, от 7 до 12 дней, с подключением коммуникаций, без внутренней отделки”.

Тепло с умом

“Сейчас в мире в строительство активно внедряются легкие стальные тонкостенные конструкции (ЛСТК), композитные материалы. В нашей стране, не имеющей собственного металла, к ЛСТК специалисты пока относятся без особого энтузиазма. Зато в инженерном оборудовании жилища у нас настоящий переворот. Создана и уже пошла в массовую серию энергоэффективная система принудительной вентиляции с рекуперацией тепла, — рассказал специалист. — Тем самым удалось в пилотных проектах почти в пять раз снизить по сравнению с 90-ми годами прошлого века затраты энергии на отопление жилых зданий”. Появляются в Беларуси и различные элементы “умного” дома — более комфортные и эффективные системы отопления, кондиционирования, освещения.

Покупатель — главный на рынке

Последние десять лет на импортозависимых промышленных предприятиях страны изыскиваются различные возможности для сокращения производственных и непроизводственных издержек. Новое технологичное оборудование позволяет экономить  энергию и сырье, оптимизируется логистика, совершенствуется маркетинговая политика. “Наши производители должны понимать, что они вступили в общий рынок со своими жесткими правилами, где главным является покупатель, а не производитель”, — подытоживает Игорь Трофимов.

В ТЕМУ

“Экспорт строительных товаров к аналогичному периоду прошлого года вырос на 109,6 процента, — сообщил начальник отдела внешнеэкономической деятельности Министерства архитектуры и строительства Алексей Шило. — В настоящее время положительное сальдо торгового баланса достигло 250 миллионов долларов. Получается, что уже на сегодняшний момент мы перевыполнили показатель, доведенный нам в начале года (160 миллионов долларов), на 90 миллионов долларов. Это значит, что руководителями и специалистами отрасли проведена большая работа по увеличению экспорта товаров и снижению импорта. Напомню, что основной рынок сбыта строительных материалов — это Российская Федерация (76 процентов в общей структуре экспорта), Украина (9 процентов) и другие сопредельные страны. Также мы присматриваемся к рынкам Западной Европы, это Польша, Литва. Есть поставки в страны Африки. Динамично развивается сотрудничество с Туркменистаном, с Казахстаном. Весь экспорт увязан с экономической целесообразностью и расчетами по эффективности поставок тех или иных видов товаров на мировые рынки. В этом году мы завершаем разработку стратегии внешнеэкономической деятельности министерства и в целом строительного комплекса, она базируется на глубоком анализе экспортных рынков. Анализ имеет практичное применение, поскольку увязан с экономическими расчетами, с конъюнктурой и спецификой рынков. Мы планируем под эгидой министерства объединить усилия специалистов, в том числе ГП “СтройМедиаПроект”, которое будет проводить конференции, семинары, бизнес-тренинги, организовывать выставки для продвижения наших товаров. Мероприятия помогут получить новые знания руководителям предприятий, сотрудникам маркетинговых, сбытовых служб. Цель реализации стратегии — существенное наращивание объемов экспорта”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter