Потребительская упаковка должна перерабатываться: эксперты — о том, почему в нашей стране так важно унифицировать разные виды пластика

Целый пакет проблем

Найти на прилавке продукты, которые бы производитель или продавец не обернул в пластик, с каждым го-дом становится все сложнее. Шуршащие пакеты, прозрачные гибкие контейнеры, яркие красочные тубы, пищевая пленка и многослойные кластеры стремительно вытесняют натуральные материалы — бумагу, фольгу, стекло и картон… Но чем большее изобилие упаковочных полимеров мы наблюдаем, тем острее звучит вопрос их грамотной утилизации. Проблемы же с этим делом начинаются уже на этапе сортировки рядовым потребителем. Корреспондент «Р» протестировала ассортимент продуктов питания в гипермарке-те, упакованных в пластик. Какая часть из него имеет шансы получить вторую жизнь?

Не все то сырье, что таковым кажется


Не все, что на глаз обывателя кажется пищевым пластиком, следует поспешать бросать в специальный желтый контейнер. Подтверждайте свои предположения, обращая внимание на значки маркировки на упаковке. В нашей стране перерабатывается всего четыре вида пластика — полиэтилентерефталат (цифра 1 в треугольничке или аббревиатура РET), полиэтилен низкой и высокой плотности (цифры 2 и 4) и полипропилен (5).  

Изучение витрины с молочными продуктами заняло добрых полчаса. Ух ты! Не могу сдержать восхищения, увидев молоко в стеклянной бутылке объемом 750 мл производства одного из заводов Гомельщины. Настоящая диковинка по меркам современности. Сегодня молоко и кефир в основном разливают в РЕТ-бутылки. В принципе, не самый худший вариант. Из всех видов пищевого пластика РЕТ — наиболее подходящий для вторичного использования. Остальная же часть молочного ассортимента представлена в тетрапаке: с виду вроде картон, а на самом деле многослойная упаковка, в составе которой есть слой полиэтилена, а то и не один. Открытие производства по переработке упаковки из-под напитков пока в нашей стране только планируется. После использования такая тара подлежит захоронению.

Картонных лотков для яиц в продаже нет.

Изучив более десятка видов йогурта, разочаровываюсь: только два предложения из всего обильного ряда — в РЕТ-бутылочках. Куда больше этого продукта в стаканчиках из полистирола. Этот материал не только не перерабатывается, он еще может быть токсичен. Из полистирола, как наглядно демонстрирует соседняя витрина, много контейнеров для яиц. В поддоны из этого материала массово расфасовано и мясо, дополнительно обернутое в пищевую пленку из ПВХ. Поливинил­хлорид, кстати, тоже трудно переработать.

С большим трудом удалось найти сыр в упаковке, которая имеет шанс получить вторую жизнь. Это оказалась моцарелла в твердом полипропиленовом ведерке. Аналогичная ситуация — с творогом. В основном кисломолочный продукт расфасован в прозрачный пластик с обозначением «7» — другие виды пластмасс. Других видов оказалось много и в овощном отделе, где в них расфасованы полуфабрикаты из свеклы, капусты и соленых огурцов, и в рыбном, и в колбасном. Участь такой упаковки незавидна — захоронение на полигоне.  

Еще один ходовой продукт — сметана. Если не в стаканчиках из полистирола, то в мягких пакетах из полиэтилена. Последний вроде годится для вторичного использования, но поскольку пакет состоит из нескольких слоев с разными свойствами, получить качественное вторсырье из него нельзя. Опять на свалку! Таким пакетам повторно находят применение только в Гомеле — измельчая, их используют как добавку для сверхпрочной тротуарной плитки.

Творог часто одевают в «другие виды пластика».

Вот уж где-где, но совсем не ожидала я увидеть изобилие пластика в отделе сладостей! Большая часть конфет, шоколада и печенья, оказывается, тоже в мягком полипропилене, к тому же металлизированном! Рассортировать его сложно, как и переработать. А между прочим, еще лет десять назад многие из лакомств «одевали» в бумагу.

Больше всего заставила призадуматься тара для майонеза, кетчупа, кофе, какао и других сухих напитков. Лишь в единичных экземплярах кофе представлен в жестянке, а кетчуп и майонез — в РЕТ-таре или полипропилене. Чаще на шуршащих и блестящих конвертах значились цифры от 80 до 99 или латинские буквы через косую черту, что означает комбинированную упаковку. А это по составу целая композиция из различных материалов, включая пластик. Такой упаковке — прямая дорога в общий контейнер.

К слову, даже стаканчики от мороженого оказались композитами — у них есть тонкий слой поли­этилена. А обертка от сливочного масла, на вид совсем бумажная, — из полипропилена. Сложилось четкое ощущение, что для производителей продуктов питания полимеры стали главным упаковочным материалом! Еда и пластмассы — немного странное сочетание, не правда ли?

Подводим итоги посещения гипермаркета. Продуктов в пластиковой упаковке, которая может повторно использоваться как сырье, оказалось совсем немного — в среднем менее трети в зависимости от группы товаров. А большинство материалов, в которые облекают продукты, для вторичного использования не годятся — они сделаны из пластика, изначально непригодного для переработки, либо представляют собой сложные композиты, которые можно только сжечь или захоронить.

Вывод печальный: каждый день, приобретая продукты питания, рядовой потребитель делает личный вклад в загрязнение окружающей среды. Пластиковые отходы, к слову, не разлагаются в почве сотни лет, а после разложения распадаются на микропластик и загрязняют подземные воды. Кроме того, в воздух выделяются парниковые газы, негативно влияющие на климат.

Развитие утилизации



— Для любого производителя главная цель — оборот товара, — объясняет популярность композитной упаковки, а также пластиковой, негодной к повторному применению, директор госпредприятия «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич. — Основные функции упаковки — сохранить товар от порчи, увеличить срок годности, упростить транспортировку и хранение, сделать более привлекательным для быстрой продажи. И вся упаковочная индустрия сегодня на это «заточена». Только в последние годы стали появляться производители, которые заботятся об экологичности используемых материалов.

Комбинированная упаковка с точки зрения сбыта продукции — самая прогрессивная и современная: ее внешний слой служит для нанесения красочного брендирования, внутренний — для сохранения годности продукта, безопасности при соприкосновении с ним и т.д. Но то, что для производителя и потребителя удобство и благо, для переработчика сплошная головная боль. — Чисто теоретически любую композиционную упаковку можно разделить на слои, а затем переработать, — объясняет специалист. — Но на практике это сделать очень сложно и чрезвычайно дорого, потому что получаемое сырье должно быть максимально чистым, без примесей. Попадание других веществ может испортить всю партию, а иногда — повредить технологическое оборудование. Кроме того, сырье, полученное в результате разделения, гораздо худшего качества. Это подтверждает опыт российских производств по переработке упаковки тетрапак.

Есть трудности и с переработкой обычных пластиков — полиэтилена, полипропилена. Часть из них на линии сортировки бракуется из-за сильного загрязнения. Прежде всего это касается полиэтиленовых пакетов. Мало кто моет их после использования, бросил в урну — да и дело с концом. А если на упаковке остатки пищи, шансов на то, что она обретет вторую жизнь, крайне мало.

Сложности возникают и при вторичном использовании многослойных пакетов от макарон, круп, печенья, конфет, замороженных продуктов. Они изготовлены из разных видов пластика, и визуально отличить их друг от друга крайне тяжело. Даже на стадии промышленной сортировки. А применять в виде смеси тоже нельзя. К тому же красочная печать препятствует получению качественного чистого сырья. Любая примесь добавляет риска получить бракованную партию.

В современных магазинах все больше товаров «оформляются» в пластик и композитные материалы. Картон, металл, стекло встретишь нечасто.

Пластик идет на сборы


Пока переработчики ломают голову, что делать с отходами, маркетологи создают новые и новые виды оформления товаров. Факт: оборот пластиковой упаковки и тары в стране никак и никем не регулируется.

Выбирайте продукты в таре, которая может получить вторую жизнь.

— Ограничений для производителя и торговых объектов по ввозу и использованию неперерабатываемой упаковки нет, — констатирует Наталья Гринцевич. — Предусмотрен только единственный экономический стимул в виде разной платы: за бумажную упаковку — 130 рублей за тонну, за комбинированную и полимерную — 160 рублей за тонну. Да и то различие несущественное.

А как же ответственность производителей и импортеров упаковки за создание отходов? Согласно Указу Президента

№ 313 они обязаны либо самостоятельно организовать сбор отходов от своей продукции (например, открыть приемные пункты, установить контейнеры, отправить на переработку), либо перечислить плату за организацию сбора и использование отходов оператору вторичных материальных ресурсов. Абсолютное большинство производителей и поставщиков выбирают более легкий второй вариант. Но чтобы собрать, отсортировать и переработать уже использованную тару и упаковку, этих средств недостаточно. Ведь, например, за РЕТ-бутылки, которые легко перерабатываются, поступает та же сумма, что за трудноперерабатываемый многослойный полиэтилен или совсем негодную для вторичного использования многослойную упаковку кофе.

Несложно спрогнозировать, что полигоны будут продолжать расти, а экология — ухудшаться.

— На самостоятельную экологическую ответственность бизнеса полагаться не приходится, — констатирует эксперт. — Нужны регулирующие меры государства. Назрела острая необходимость стандартизировать, унифицировать упаковку исходя из возможностей ее вторичного использования. Пока в нашем законодательстве отсутствует требование применять, например, только два или три вида пластика при упаковке определенной продукции, а эта мера позволила бы существенно уменьшить число неперерабатываемых отходов. Требования к упаковке должны стать частью комплекса мер по предотвращению образования отходов.

Интересуюсь у эксперта: а как утилизируют полимерную и композитную упаковку за рубежом?

— Ее используют в производстве топлива из отходов, а также сжигают с выработкой тепловой и электрической энергии. Этот опыт, кстати, будет применен и у нас — когда под Минском построят мусоро­сжигающий завод. Топливо из отходов будет использовано и при производстве цемента.

При этом было бы наивно верить, что появление в стране мусоро­сжигающего завода решит проблему отходов. Можно рассчитывать только на их уменьшение. Как показывает опыт других государств, в процессе сжигания пластикового мусора выделяются ядовитые смолы и опасные газы, которые нужно улавливать с помощью дорогостоящих очистных фильтров, а в результате технологии остается от 15 до 30 процентов золы, которая, в свою очередь, тоже является отходом, но уже особо опасным, требующим очень затратной утилизации.

Почти вся упаковка пойдет на свалку.

Голосуем рублем за экологичный бизнес


Пищевого мусора будет меньше, когда принципы экологической дружественности станут трендом не только производителя и продавца товара, но и рядового потребителя. Всем, кто покупает продукты, стоит помнить, что всякий раз, делая свой выбор того или иного продукта, вы тоже определяете, какие материалы, в том числе для упаковки, будет использовать производитель завтра. Если большинство белорусов станут учитывать при покупке продуктов не только их качество и цену, но и то, во что они расфасованы, производства с экологичными принципами будут развиваться, а те, кто пополняет свалки, вынуждены либо уйти с рынка, либо меняться в лучшую сторону. Спрос рождает предложение.



Система сбора и сортировки отходов не поспевает за стремительным развитием упаковки.

КОМПЕТЕНТНО

Елена АВРАМЕНКО, начальник отдела контроля за обращением с отходами Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:


— Бесконтрольное использование различных видов пластиковой тары и комбинированной упаковки — одна из причин того, что в Минске за последние годы снижается доля извлечения вторичных материальных ресурсов на сортировочных линиях. Если три года назад из доставленных отходов отсортировывалось около 28 процентов, то за прошлый год — всего около  10 процентов.

Когда в столице только начинался раздельный сбор мусора, в контейнеры для пластика население бросало преимущественно РЕТ-бутылки. А теперь туда идет все, что выглядит как пластик. На сортировочные линии в буквальном смысле доставляется мусор, а не потенциальное вторсырье. На контейнерах нужно размещать информацию, какие конкретно виды упаковки перерабатываются.

Хотя проблема отсутствия стандартов наблюдается и с РЕТ-бутылкой. Сегодня один производитель напитка закупает прозрачную, другой — белую непрозрачную, в которой использованы примеси веществ, делающие РЕТ негодной для вторичного применения, а третий — емкость старательно «запаивает» в пленку из ПВХ, которая, являясь токсичным полимером, тоже препятствует переработке. В итоге на рынке мы имеем шесть видов пластиковой бутылки, а перерабатывается только один. Если бы были единые требования к РЕТ-таре для молока и других напитков, к примеру только прозрачная, без наклеек из ПВХ, то и переработчик не рисковал бы испортить партию, и населению было бы проще собирать отходы раздельно. А пока благодаря тому, что производство пищевой упаковки развивается по принципу «кто во что горазд», мы наращиваем объемы мусора на полигонах и теряем значительную часть ценных вторичных ресурсов.

На мой взгляд, следовало бы пересмотреть и некоторые требования по упаковке продуктов питания для торговых объектов. Тотальное увлечение пластиком — как со стороны покупателя, так и продавца — порой доходит до абсурда. Можно видеть, как жестяную банку икры пакуют в полиэтиленовый пакет, а сухое печенье в бумажном конверте дополнительно кладут в полипропиленовую обертку, а затем еще и в полиэтиленовый пакет. Такой подход работает только на прибыль производителю упаковки и неуклонный рост объемов мусора.

Мария СУМА, специалист Центра экологических решений:


 —  В мире сегодня существуют технологии по переработке практически всех видов упаковки, в том числе комбинированной. Но из-за большого разнообразия видов и состава их сбор, сортировка затруднены и требуют очень много затрат. Ограничив использование смешанной упаковки или сделав ее универсальной, можно увеличить и процент переработки отходов упаковки. Полностью отказаться от пластиковой и композитной упаковки в нашей стране уже нереально, слишком прочно она вошла в нашу жизнь, а вот унифицировать — вполне. Идеальный вариант для сокращения отходов в масштабе страны — переход на зеленую или циркулярную экономику, внедрение депозитно-залоговой тары и других вариантов повторного использования товаров.

ФАКТ

Менее трети пластикового мусора доходит до этапа переработки, остальное пополняет полигоны бытовых отходов. Многие из полигонов не соответствуют современным требованиям и могут отравлять окружающую среду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter