Цели и средства

На чем и сколько заработаем в следующем году и на что потратим бюджетные деньги?

На чем и сколько заработаем в следующем году и на что потратим бюджетные деньги?

Вчера депутаты Палаты представителей Национального собрания одобрили ряд важных финансово-экономических документов, в том числе приняли в первом чтении законопроект о республиканском бюджете на следующий год. Доходы и расходы считали исходя из прогнозируемого прироста ВВП на 3,3 процента, инфляции на уровне 11 процентов и среднегодового курса доллара 9800 рублей.

Экспортный потенциал

Как уже сообщала “НГ”, разработчики документа рассчитывают обойтись без дефицита, то есть расходы республиканского бюджета не превысят его доходной части и составят 128,6 триллиона рублей. При этом половина всех средств пойдет на финансирование социальных статей. Помимо основных налоговых источников на доходную часть бюджета значительное влияние оказывают объемы и стоимость экспорта основных групп товаров, отметил министр финансов Андрей Харковец. Например, отклонение цены экспорта калийных удобрений на 10—20 процентов создает издержки для бюджета в сумме 3,5—4,5 триллиона рублей. Тем не менее в правительстве рассчитывают в следующем году экспортировать 6,6 миллиона тонн удобрений при цене 306 долларов.

Средняя зарплата бюджетников к концу 2014 года запланирована на уровне 530 долларов в эквиваленте, что составит не менее 80 процентов к средней зарплате в реальном секторе экономики. Реальный рост зарплаты в бюджетной сфере должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций, подчеркнул Андрей Харковец.

Любишь кататься...

Эти цифры возражений у депутатского корпуса не вызвали, а вот предложение о введении госпошлины для автовладельцев одобрили не все. В какой-то момент депутат Владислав Цыдик даже предложил вынести этот вопрос на отдельное голосование, на что пришлось отреагировать Председателю Палаты представителей Владимиру Андрейченко:

— Принципиальное предложение депутатов касалось распределения этой пошлины поровну между республиканским и местными бюджетами. А раскачивать здесь ситуацию ума много не надо, — поддержал министра спикер. — Давайте трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Дай бог нам собрать в бюджет то, что планируем, продать 60 миллионов тонн калийных удобрений и переработать 23 миллиона тонн нефти. Предложения Минфина проработаны в правительстве, со всеми губернаторами, они сбалансированы и взвешенны.

— Все мы прекрасно понимаем, что для развития и поддержания дорожной сети требуются дополнительные финансовые ресурсы, — парировал депутат Леонид Ковалевич. — Вопрос в другом: как наиболее правильно и эффективно реализовать эту норму. На наш взгляд, справедливо указанную пошлину привязать к топливу. Хочешь ездить на крутом автомобиле с большим объемом двигателя — плати больше. Хочешь меньше платить — купи малолитражку, не хочешь платить — пользуйся общественным транспортом или велосипедом. А выпадающие доходы бюджета можно компенсировать путем увеличения ставок акцизов на топливо сверх учтенных при формировании бюджета на следующий год.

Однако у Минфина своя позиция на этот счет. По словам заместителя главы ведомства Максима Ермоловича, в таком случае уровень цен на автозаправках станет выше, чем в России, Литве и Польше. После острой дискуссии поправки в соответствующие законы все же приняли в первом чтении большинством голосов. Против проголосовали семь депутатов, еще шесть воздержались от принятия решения. Со следующего года планируется также ужесточить административную ответственность за отсутствие отметки о прохождении гостехосмотра, установив штраф в размере от двух до пяти базовых величин (сейчас за такое нарушение применяется предупреждение либо штраф до двух базовых величин).

Адресный подход

В новом бюджете сохраняется и значительная поддержка населения по услугам ЖКХ и транспорта. Планируется, что к концу года за счет средств населения будет покрываться не менее 25 процентов затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Если в расходах семьи затраты на ЖКУ превысят 15 процентов, то ей будет оказана адресная социальная помощь.

Расходы внебюджетного фонда социальной защиты в наступающем году составят 93,6 триллиона рублей, и большая их часть направлена на пенсионное обеспечение. Почти пятая часть фонда пойдет на оплату различных пособий. Еще более шести триллионов рублей заложено на выплату по больничным листам.

Расходы на строительство арендного жилья в будущем году увеличатся более чем в полтора раза. Строительство жилья с господдержкой будет осуществляться за счет льготных кредитов банков в размере 13,5 триллиона рублей. Это значит, что улучшить жилищные условия смогут более 5,5 тысячи многодетных семей, около тысячи семей, проживающих в общежитиях более 10 лет, и почти 2 тысячи специалистов и работников сельхозпредприятий и организаций, связанных с социально-культурной сферой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter