В разработке долгосрочной стратегии нужно учитывать мировоззрение молодежи, которая будет ее реализовывать

Цели для следующих поколений

Экономика — сфера рукотворная. Она появилась с зарождением цивилизации, создали ее люди, они же ее развивают и совершенствуют. И человеческий потенциал — принципиальный фактор для устойчивого экономического развития, потому он по большому счету должен являться крае­угольным камнем в любой стратегии. Демографический ландшафт, ценностные ориентиры, уровень образования и квалификации существенно можно изменить только в долгосрочном горизонте. Этот важный аспект экономического развития обсуждали на рабочем совещании по вопросам определения стратегических перспектив развития Республики Беларусь в Научно-исследовательском экономическом институте Министерства экономики.

Демографическая объективность

Демографический фактор будет доминировать во всех наших экономических решениях в обозримой перспективе. Сегодня в детородный возраст вступает немногочисленное поколение, рожденное в конце 1980-х — начале 1990-х. Поэтому с учетом объективной возрастной пирамиды взрывного беби-бума ожидать не приходится.

— Эту тенденцию удастся переломить только через несколько десятилетий, 
— отмечает директор НИЭИ Министерства экономики Наталья Берченко, добавляя, что демографическая ситуация естественным образом влияет и на недостаток кадров. Его ощущают промышленность, строительство, IT-сектор… Эксперт не исключает: восполнять кадровый потенциал на горизонте 15—20 лет придется за счет миграции. Но такая стратегия требует очень деликатного подхода. Особенно учитывая не самый удачный (мягко говоря) опыт Европы, когда приток иностранных рабочих и специалистов полностью меняет культурно-религиозный пейзаж целых государств, угрожает их национальной идентичности.

— Если рассматривать миграционный аспект, то необходимо тщательно проработать не только экономические, но и социальные аспекты, — подчеркивает Наталья Берченко. — Надо четко понимать, насколько белорусское общество готово к трудовой миграции в страну, приезжих из каких регионов белорусы готовы считать своими согражданами. Проработать реальные механизмы и программы адаптации мигрантов, их интеграции в наш социум. Вопрос очень многогранный и требует комплексного рассмотрения.

Кадровый голод или избыток

Правда, дефицит кадров не очевидное явление. Да, их сегодня не хватает. Но это при том технологическом укладе, который сегодня имеет место на наших производствах. Модернизация белорусской промышленности неизбежна, иначе потеряем конкурентоспособность. А при новых конфигурациях производств не возникнет ли проблемы избыточности сотрудников? Такое вполне может быть.

Председатель правления Банка развития Александр Егоров
привел пример предприятия «Омск Карбон Могилев». На нем трудится около 500 человек, из которых рабочие составляют менее половины. Остальные занимаются экономикой производства, маркетингом, юридическим сопровождением, вопросами безопасности: предприятие высокого класса опасности, поэтому необходимо полностью исключить проникновение на его территорию посторонних. Будем ли мы ощущать кадровый голод при переходе на более высокий технологический уровень?

Другой вопрос, что кадры должны быть более квалифицированными. 

— У нас открытая экономика, открытый рынок труда,
 — прояснил ситуацию директор Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Олег Макаров. — В советский и постсоветский период незнание языков, закрытые границы, особенности жизни в других государствах удерживали инженеров в стране. Но эти барьеры давно исчезли. Многие квалифицированные молодые специалисты владеют иностранными языками и открыты для зарубежных работодателей. И нам приходится с ними конкурировать. Полагать, что молодежь на голом патриотизме будет создавать свои научные и конструкторские школы в Беларуси, слишком самонадеянно. Они могут это делать за рубежом. И нам надо сделать так, чтобы молодежь осталась и работала на интересы родной страны.

Для будущих поколений

Нередко в кадровом голоде принято в той или иной степени обвинять систему образования, хотя ее вина минимальна. Наоборот, хорошая подготовка студентов делает их более конкурентными на международном рынке труда. Кроме того, выпускники с образованием, соответствующим духу времени, предъявляют и определенные требования к условиям труда.


— Мы должны разрабатывать долгосрочные стратегии под поколение, которое займет наше место через 15—20 лет, 
— убежден министр экономики Александр Червяков. — Сейчас в какой-то степени наблюдаем конфликт производственных сил и производственных отношений. Немало наших предприятий находится еще в старой парадигме. А молодежь уже по-другому оценивает современность и перспективность технологий, у них другие требования к условиям труда. Чтобы молодежь пошла на заводы, нужны другие станки, другие принципы организации производства. Чтобы в цехе можно было работать, образно говоря, в белой рубашке, а не в замасленной робе. И нам необходима сегодня не просто модернизация, но рассчитанная на менталитет, жизненные взгляды и ценности будущего поколения. Иначе квалифицированные кадры будет очень сложно удержать в стране.

Но процесс не должен быть пассивным. Александр Егоров уверен, что формировать соответствующие убеждения у молодежи необходимо начинать с детства.

— В классах труда сегодня стоят станки полувековой давности, — приводит пример Александр Егоров. — И такое же представление у ребят складывается о наших заводах. Они думают, что производство — это что-то страшное, грязное, где заготовку напильником целый день приходится доводить до ума. Но есть же у нас современные технологии! На них и надо воспитывать школьников.

Однако надо признаться откровенно: а много ли мы знаем о так называемом поколении W? Какие у них ценности, стремления, ожидания, авторитеты?


— БИСИ занимается проблемой поколенческих разрывов, — рассуждает Олег Макаров. — И мы можем констатировать: по географическому признаку у нас раскола нет. На востоке, западе, юге и севере Беларуси ценностные матрицы совпадают. Поэтому дробление страны на основе региональной ментальной специфики невозможно. В культурном и историческом плане разрыва между поколениями тоже нет. Но в части экономических, профессиональных, корпоративных и других ожиданий у молодежи совершенно другие запросы. И их необходимо понимать и находить консенсус при выстраивании общей стратегии развития. Всегда есть соблазн «перепрограммировать» поколение W под потребности и ценностную матрицу более нам понятных возрастных категорий Х и Y. Но сомневаюсь, что такой эксперимент возможен. Возможно, подростки будут делать вид, что подчиняются требованиям взрослых. Но при этом вынашивать другие планы, которые, не исключено, будут реализовывать в других странах.

Александр Егоров обрисовал всю сложность проблемы ярким примером. В Южной Корее есть поп-группа BTS, которая через социальные сети создала свою армию поклонников. В нее входит около 50 миллионов человек! И их любимые артисты (или те, кто за ними стоит) обладают огромным влиянием на аудиторию своих фанатов. Настолько сильно, что могут даже влиять на общественные процессы!

— Понимаем ли мы механику этих технологий? — задает почти риторический вопрос Александр Егоров. — А ведь через пять лет в самостоятельный период жизни будет выходить следующее пиковое поколение. И надо выстраивать с ним эффективную коммуникацию. На совершенно других принципах, чем она строилась в отношении других поколений.


Трансформация технологическая и экономическая неотвратима. Но чтобы она прошла успешно и без глубоких социально-политических потрясений, необходим общественный консенсус. А его возможно построить только при высокой вовлеченности граждан всех возрастов и поколений в процесс и стратегического планирования (каким бы невероятным это ни казалось), и реализации стратегий, а также глубокой коммуникации со всеми слоями общества.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter