Целесообразно ли при назначении пенсии учитывать коэффициент стажа?

«При советской власти единого пенсионного фонда не существовало. Однако страховые взносы предприятия платили регулярно, и этих денег хватало на все. В 2001 году был образован Фонд социальной защиты населения. В 2003 году был введен персонифицированный учет страховых взносов и с того момента начался учет страхового стажа. В индивидуальном лицевом счете застрахованного человека значится, что сведения, приведенные в нем, учитываются при назначении пенсии и при начислении и уплате страховых взносов. С 2016 года при назначении пенсии по возрасту, кроме известных факторов, требуется минимальный стаж с уплатой страховых взносов не менее 15,5 лет с ежегодным увеличением его на полгода. При этом неполный минимальный страховой стаж работников, согласившихся на социальную пенсию, доработке не подлежит. В этом случае работник с общим страховым стажем в несколько месяцев будет получать такую же пенсию как работник с общим трудовым стажем 5-6 лет. Тогда кем, когда и как будут оприходованы сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах? Насколько целесообразно было бы при назначении пенсии руководствоваться коэффициентом страхового стажа, определяемого как отношение фактического страхового стажа без доработки к минимальному страховому стажу на данный момент? Степан Матиек, Минск».


Наталья Мурашкевич, начальник главного управления пенсионного обеспечения:

— Несмотря на то, что в период СССР государственным социальным страхованием управляли профсоюзы, пенсии рабочим, служащим и их семьям, как и в настоящее время, выплачивались за счет страховых взносов предприятий, учреждений, организаций. Пенсионное обеспечение рабочих и служащих, а также членов их семей осуществлялось органами социального обеспечения. Предприятиями пенсии выплачивались только работающим пенсионерам (на основании соответствующих поручений органов социального обеспечения). 

Пенсионный фонд Беларуси был образован в 1991 году. Однако отметим, что дата создания национальной обособленной организации, собирающей взносы на пенсии, не связывается с порядком исчисления стажа работы с уплатой взносов на государственное социальное (пенсионное) страхование. Работа в СССР по найму (трудовому договору) рассматривается как работа с уплатой взносов, поскольку работники подлежали обязательному государственному социальному страхованию. 

Относительно ваших предложений отметим следующее.

Повышение требуемого стажа работы с уплатой взносов для приобретения права на пенсию по возрасту принято в качестве одной из мер для обеспечения устойчивой выплаты пенсий в условиях старения населения (еще одна из таких мер - повышение пенсионного возраста). 

Требуемый минимальный стаж работы с уплатой взносов (от 16 лет 6 месяцев в 2018 году до 20 лет в 2025 году) гражданам необходимо выработать в течение достаточно длительного трудоактивного периода.

При этом, как уже отмечалось, в требуемый стаж работы с уплатой взносов включаются и периоды работы по найму в период СССР. Кроме того, для социально уязвимых категорий граждан законодательством установлены пониженные требования к стажу работы с уплатой взносов (5 и 10 лет). То есть требования по стажу для всех категорий граждан являются посильными и приемлемыми. Также необходимо учитывать, что средняя продолжительность получения пенсии превышает 20 лет. 

С учетом названных и других факторов ваше предложение, которое, по сути, сводится к назначению трудовой пенсии за непродолжительный период стажа работы с уплатой взносов, не может быть поддержано. 
Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Присылайте нам ваши вопросы и жалобы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter