Царство Тамары. Эта деревенская женщина мастерски ловит рыбу, любит природу, людей и живет в ладу со своей совестью.

В двух с половиной километрах от Литвы, на хуторе близ деревеньки Берестовица Новодворского сельсовета, который больше известен как Смолярня (когда-то здесь был смолзавод), вдали от людской суеты вот уже почти полвека живет Тамара Воронко. Простая женщина, обычная на первый взгляд. Но стоит заглянуть в ее глаза и поговорить с ней — понимаешь, что судьба преподнесла тебе настоящий подарок, послав встречу с этим светлым человеком.

Родная гавань

Ее не назовешь баловнем судьбы. Родилась в 1933 году в Берштах, сиротой в детстве осталась, много горя хлебнула. Мечтала выучиться на аптекаршу, да не сложилось, а посему добросовестно работала в аптеке санитаркой. Замуж вышла по любви за местного хлопца. Виталий не устоял перед красавицей с длинными косами и всю жизнь вспоминал ту очаровательную бордовую шапочку, на которую так запал. Сорок три года в любви и согласии прожили, двоих сыновей нажили. Схоронила своего Константиновича в 1999-м. С ним ушел кусочек ее души.
— Хорошо, что после нас дети остались, внучка, правнуки, — рассуждает бабушка Тамара. — В них сила и бессмертие. И продолжение...
Сыновья Михаил и Юрий живут в Гродно, частенько навещают мать. Во дворе ее ухоженного домика у Берштовского озера все лето стоит палатка — для правнуков Никитки и Кирюши, которые обожают прабабушку и живописные местные пейзажи. Они вместе с ней дышат сосновым воздухом, кормят лебедей и радуются ощущению бескрайней свободы: направо — лес, налево — лес, впереди — живописная водная гладь. Красота!..

Простые секреты

Тамара Васильевна дружна со всеми: соседи-дачники, заезжие рыбаки, литовские и московские гости, пограничники, кинематографисты, журналисты находят с ней общий язык и становятся частью ее жизни. Но есть у нее самый близкий друг, которого она шутя называет приемным сыном, — председатель Новодворского сельского исполкома Александр Хвасько. Да и он доверяет ей, как родной матери, свои секреты, советуется.
— Да это же кладезь мудрости! — говорит Александр Евгеньевич. — Настоящий философ. Скажет — не в бровь, а в глаз! И так разумно, так вовремя...
 — Людей ни в чем не виню — время такое, — мудро парирует собеседница нашу реплику, что мир стал жестким. — Но если сам с душой — душевную ниточку ко всем найдешь...
В день рождения и 8 Марта Тамару Васильевну, кроме родных, поздравляют лидские пограничники, которые долгое время базировались недалеко от ее дома, и, конечно, сельский исполком, многочисленные друзья и знакомые из разных городов. Ее любят люди, потому что она любит их. И помогают, потому что она стремится помочь всем. В этом весь секрет.

Розы от Добролюбова

В 1985 году Тамара Васильевна снялась в кино. Уж очень понравилась открытая кареглазая женщина режиссеру картины “Мама, я жив” Игорю Добролюбову. Историю 12-летнего сироты, который во время войны попадает в партизанский отряд, а позже становится разведчиком, снимали аккурат на смолзаводе, в берштовских лесах, рядом с домом Воронко. Здесь располагалась партизанская школа, куда по сценарию командир отправил учиться Петьку.
Помимо съемок в массовке Тамара Васильевна много помогала съемочной группе. Старалась облегчить быт талантливых актеров и особенно ребятишек, занятых в фильме (жизнь в палатках не очень сладка). Со Стефанией Станютой познакомилась, та ей конфеты из столицы привозила, чай вместе пили.
А после долгожданной премьеры, которая проходила в Берштах в сельском клубе, Игорь Добролюбов вызвал на сцену Тамару Васильевну и вручил ей... целое ведро роз. Это стоило многого!
В 1990-м на экраны вышел еще один фильм Игоря Добролюбова “Плач перепелки”. Тамара Васильевна не могла без содрогания смотреть до боли знакомые эпизоды. Потому что пропустила весь фильм через себя и снова снималась в массовке, а ее хутор и благодатные берштовские леса на четыре месяца стали местом съемок потрясающей драмы.
— Очень жаль, что Игорь Николаевич умер, — сокрушается она. — Великий был человек, талантливый. Его фильмы сердцем чувствуешь...

Королева клева

У местных рыбаков примета есть: нужно перейти на то место, где баба Тамара посидела с удочкой — обязательно повезет! Что за секреты она знает, никто так и не разгадал. Но рыбачка отменная. Захотела рыбешку поджарить — спустилась к озеру, закинула удочку — и ужин готов! Точно так же и с грибами-ягодами — она словно чует урожайные места.
Зимой 2007 года Тамара Васильевна спасала двух гродненских парней, провалившихся на озере под лед. В отличие от многих мужиков, которые, услышав крики о помощи, быстренько разбежались, она сделала все возможное, чтобы вытащить ребят из ледяного плена. Один парень справился сам, а второго вытащили полуживым — без сознания уже был. Растирала, отпаивала чаем... Позже он приезжал поклониться доброй женщине и в благодарность за спасенную жизнь протянул цепочку с крестиком.
— Не взяла, — вспоминает Тамара Васильевна. — Крестик спас его в той беде, пусть хранит и впредь...

Сила — от природы

— Бывают дни, когда настроение не то или чувствую себя чуть хуже, — улыбается Тамара Васильевна. — Так я выйду к озеру, в лодке посижу, красотой полюбуюсь, в баньке попарюсь — сразу легчает. Сила наша — от природы, от земли-матушки. Вы приезжайте чаще, тогда поймете, что городская жизнь силы высасывает, а наша — восстанавливает...
Дома у Тамары Васильевны чистота и уют. Главное богатство — книги, любимые иконы и фотоснимки разных лет. Вот и в память об этой встрече решили сфотографироваться — наша героиня надевает праздничную бордовую шаль. А потом хлопочет у стола. Ну как же не попробовать ее рыбу и грибочки?!
Прощаясь c нами, босоногая хозяйка деревни-хутора, живущая в гармонии с собой и природой, бросает невзначай:
— Я вас не забуду.
И мы вас тоже, дорогая Тамара Васильевна!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter