Царские гастроли

В год своего 250–летия в Минск приезжает знаменитый московский Малый театр
Трудно в Москве найти театр с таким консервативным имиджем, как Государственный академический Малый театр. Расположенный в центре города по соседству с Большим, он сегодня один из немногих не страшится быть старомодным. Потому что на самом деле это не старомодность, а аристократизм, который не лишен, конечно, некоторого занудства и сводится к четкому неприятию какого–либо театрального эксперимента. Иногда создается впечатление, что художественный руководитель театра знаменитый Юрий Соломин видит свою конечную цель в создании некоего идеального, стерильного субстанта, очищенного от всяких примесей и инородных тел. Но принимать такое внутрь, согласитесь, можно только по рецепту... Да, критики сегодня не очень–то жалуют Малый. Говорят, что он безнадежно устарел, что в нем ничего не происходит. Но есть все–таки в этой нарочитой сдержанности и дистанции примета неподдельного профессионализма, что, безусловно, подкупает. Хотя театр действительно никак не может «выпрыгнуть» из прокрустова ложа легенды, в которую вцепился, как бульдог в суповую кость, в отличие от МХТ (бывший МХАТ), который весело и со свистом, пришпориваемый Матроскиным — Олегом Табаковым, ринулся во все тяжкие нового русского капиталистического театра. Малый театр — объект на театральной карте Москвы монументальный, иногда до мрачности. Почти такой же, каким предстает драматург Островский перед зданием. Этот консерватизм — своеобразный экспонат в музее современного театра России. Вряд ли он существует где–нибудь еще. А если и существует, то, скорее всего, не обставляется с таким пафосом, как это делают в московском Малом.

Сейчас самый старый театр Москвы ждет ремонт. Хотя — и это вполне символично — снаружи он не изменится. Последний раз он переживал капитальный ремонт 60 лет назад. В этом году ему исполняется 250, и юбилей сыграл в вопросе целесообразности реконструкции не последнюю роль. Говорят, проект радикальный, но очень аккуратный, рассчитанный на 6 лет. Но закрывать театр никто не намерен. Все работы будут вестись во время гастролей, которые специально для этого удлинят.

Что же покажут духовные наследники Островского и Щепкина в Минске? В программе гастролей три постановки: «Тайны Мадридского двора», «Волки и овцы» и «Горе от ума». Более всего любопытен третий, так как поставил его Сергей Женовач. К тому же увидеть на сцене Юрия Соломина и Элину Быстрицкую — это тоже дорогого стоит.

Женовач умеет работать и с молодыми, и с мастерами сцены. Его спектакли — редкий пример того, как можно легко и празднично вдохнуть жизнь в хрестоматийную классику, получившуюся бы у другого непременно скучной и безынтересной. Женовачу, если я не ошибаюсь, даже прочили режиссерский пост в Малом, однако, увлекшись идей собственного театра, он шагнул именно на эту неосвоенную территорию и вместе со своим курсом создал собственный коллектив.

Кроме этих гастролей, в Минске в 2006 году под патронатом Благотворительного фонда содействия театру и телевидению имени И.Смоктуновского будет проведен театральный «Фестиваль фестивалей», во время которого в белорусской столице покажут свои лучшие спектакли зарубежные театры. В общем, театральный сезон уже почти открыт.

Фото с сайта http://www.maly.ru.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter