Царица Савская в Полоцке

Почему преподобная Евфросиния решила поместить сюжет с ее изображением в своей молельне?
Почему преподобная Евфросиния решила поместить сюжет с ее изображением в своей молельне?

В древнем Полоцке, в так называемом Спасском городке, стоит небольшая церковь Спаса–Преображения, построенная по заказу просветительницы Евфросинии Полоцкой в 1132 году полоцким мастером–зодчим Иоанном. В 1147 году храм расписали фресками. Долгое время древняя живопись оставалась под слоями позднейших записей. Одни изображения сохранились чуть лучше, другие чуть хуже. Обращает на себя внимание сюжет «Утро царицы Савской».

...Древнерусский языческий мир разрывали междоусобные раздоры и войны. Требовались меры, способствующие восстановлению братолюбия и спокойствия. Христианство с его духовными, нравственными принципами могло значительно помочь в непростом деле. Руководствуясь в том числе и этой задачей, Евфросиния Полоцкая основала монастырь и начала возводить храмы в загородном Сельце, фресковая живопись которых явилась в некотором смысле грамматикой христианства. Царица же Савская здесь изображена, видимо, оттого, что о ней упоминает Иисус Христос в своей притче. Но вот почему Спаситель говорит о ней, жившей за десять веков до его времени? Составители Толковой Библии считают: в словах Иисуса очевидна ссылка на древние источники — то ли на книгу Царств, то ли на Паралипоменон, или на обе сразу, которые повествуют: «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками... и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце».

Исследователи считают, что царица приходила не только для того, чтобы испытать мудрость Соломона загадками и подивиться его богатству. Царь Соломон, укрепив свою власть и владения, стал контролировать важные торговые пути из южных земель в Индию. Но не только это интересовало правительницу. Царица преодолела более двух тысяч километров утомительного трехгодичного пути по Аравийским песчаным пустыням еще и с тем, чтобы мудрый царь растолковал ей заповеди скрижалей Моисея: не убий, не укради...

Как видно, Евфросиния Полоцкая знала о тех событиях. Конечно же, она изучила Священное Писание по первоисточникам, откуда и черпала сюжеты для росписи храма.

На фреске царица Савская изображена на царственном ложе. Изумрудное покрывало (цвет, характерный для стран Ближнего Востока) ниспадает струящимися складками. На буйных каштановых волосах красавицы — белая повязка, рука вопрошающим жестом изящно протянута, как видно, к советникам.

Согласно преданию царь Соломон решил пригласить таинственную царицу в Иерусалим: «Писцы приготовили письмо, поместив его под крыло петуху, и он взлетел высоко к небу». В послании царя Соломона говорилось: «...если будет тебе угодно прибыть и осведомиться о моем богатстве, я поставлю тебя превыше их (царей четырех частей света). Но, а если тебе это неугодно, я пошлю царей и войска против тебя...» Узнав такое, царица позвала на совет знать. Как представляется, на фреске изображен именно этот ответственный момент: вверху — знатные советники, внизу — слуги держат красного петуха.

К большому сожалению, сохранность живописного слоя полоцкой фрески не дает возможности рассмотреть сюжет в деталях. Однако в целом содержание изображения понятно. Как понятна и та великая миссия, которую взяла на себя просветительница Евфросиния Полоцкая.

Адольф СЕЛИЦКИЙ, кандидат искусствоведения, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter