Царь полей

Георгий Рабиль лучше всех знает секрет того, как простым словом управлять огромными людскими массами...

Георгий Рабиль лучше всех знает секрет того, как простым словом управлять огромными людскими массами. Сегодня заслуженный деятель физической культуры, заслуженный тренер, доцент  Белорусского государственного университета физической культуры, «ваятель» знаменитых «ваз» и мастер образных превращений живых картин, ставших неотъемлемой частью праздничных парадов, празднует свое 80–летие.


Самостоятельную работу педагога–тренера и спортивного режиссера Георгий Борисович, как ни удивительно, начал в 1960 году во Вьетнаме.


— В Ханое тогда только создавалась местная школа спорта, им нужны были тренеры и преподаватели, — вспоминает Рабиль. — Вьетнамский опыт был очень полезен и для меня. Ведь испытанию подверглись не только мои тренерские навыки, но и способность самостоятельно организовывать большие спортивные праздники. Я даже написал там книгу по гимнастике «для всех»: они ведь каждый день в 5 утра выходили на коллективную зарядку. А методических пособий не было.


В 1980–м к открытию Олимпийских игр в Москве он предложил модификацию «белорусской вазы»: на поле стадиона «Лужники» 5 живых олимпийских колец окружили 5 столбов цилиндрической формы — «столпов спорта», оживающих в музыкальных композициях гимнасток. По углам зеленого поля их поддерживали 4 заздравных «кубка». В 1982–м на праздновании 1500-летия Киева Рабиль выстраивает «вазу» с национальным орнаментом. В 1983–м в Ташкенте на «вазе» раскрывается хлопковый «цветок», параллельно с которым вырастают 2 «минарета».


В послужном списке Рабиля десятки праздников и уникальных постановок. Однако спортивная режиссура, с подачи Георгия Борисовича в 2003 году ставшая отдельной специализацией в Белорусском государственном университете физической культуры, не была единственным призванием Рабиля. Он еще и замечательный тренер.


— Я перестал тренировать в 50 лет, — объясняет Георгий Борисович. — Но по сей день преподаю в университете так называемую основную гимнастику, которая используется в школах. Ну и, конечно же, продолжаю заниматься спортивными постановками. Ведь это дело, у которого всегда есть будущее.


Юлия ЧЕРНЯК, кандидат искусствоведения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter