Труженик всех континентов… Это наш «БЕЛАРУС»! В условиях жесточайшей конкуренции Минский тракторный завод успешно завоевывает рынки, заставляя потесниться мировых грандов тракторостроения

Сегодня мы продолжаем серию публикаций о крупнейших предприятиях индустрии республики, начатую материалом о «Гомсельмаше» под названием «Белорусский прорыв» («Р», 13 июля с.г.). Это название мы вынесли в рубрику, поскольку дела и замыслы 25-тысячного коллектива МТЗ, о котором пойдет речь, самым прямым, непосредственным образом вписываются в понятие «белорусский прорыв», во всяком случае так, как мы его понимаем. Имеются в виду глубокие, кардинальные перемены в организации производства, его модернизации, внедрении прогрессивных технологий — во всем, что позволяет выходить на отечественный и мировой рынки с конкурентоспособной продукцией высочайшего класса. Такой продукцией, которая востребована не только в Беларуси, но и в зарубежье и поднимает на новую ступень престиж нашей страны, ее рабочего класса, ученых и специалистов. Прорыв — значит достижение таких высот, которые ранее были не по плечу, которые и сегодня не всем по силам…
Эти публикации мы тесно увязываем с проблемами белорусской деревни, разработкой долговременной, до 2010 года, программы возрождения села. Значимость такой работы еще раз с особой силой подчеркнул Александр Лукашенко на недавней пресс-конференции. «Возродить село!» — так коротко и емко сформулировал задачу Президент страны. И в реализации этой задачи первостепенная роль отводится флагману отечественной индустрии — Минскому тракторному заводу. «За содействие развитию аграрного сектора…» «Рэспублiка» в начале июля сообщала о том, что экспертный совет ежегодного бизнес-соревнования назвал «Человеком дела-2004» Александра Пухового, генерального директора МТЗ. Номинация этого авторитетного конкурса, в котором победил Александр Алексеевич, называется так: «За активное содействие развитию аграрного сектора Беларуси». Потому и в разговоре с ним эта тема была одной из важнейших. — Вы спрашиваете, какое место занимает наше объединение в реализации программы развития села? — сказал Александр Пуховой. – Отвечу одним лишь словом: главное! Во всем мире трактор является основным энергетическим средством, позволяющим выполнять практически 90 процентов сельхозработ. Отсюда и подходы. Весь мир идет по пути создания мощных энергонасыщенных тракторов с соответствующим агрегатным оснащением, которые позволяют сделать то, что могут несколько машин меньшей мощности. За один проход выполняются 5—6 операций – гигантская экономия ресурсов! Александр Алексеевич отметил, что сегодня предприятие производит десятки моделей тракторов в диапазоне от 6 до 300 лошадиных сил, что позволяет максимально учесть природно-экономические условия хозяйств, контурность полей. Этому служит и широкий спектр агрегатируемых с трактором сельхозмашин. Все это исключительно важно, поскольку современная деревня не изобилует людскими ресурсами. По мнению генерального директора МТЗ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия со своей аграрной наукой должно разработать четкие технологии возделывания сельхозкультур. Это та «печка», от которой, что называется, можно и нужно плясать. Нужен точный расчет, сколько и каких требуется машин, чтобы обеспечить весь технологический цикл… В последнее время завод всерьез занялся отработкой прицепных орудий к тракторам. В испытательном центре мы видели новенький 8-корпусный плуг. Впечатляет! Таких не увидишь ни у нас, в Беларуси, ни в России. А мысль генерального директора идет дальше: поставлять селу, по его мнению, нужно не просто трактора, а агрегаты, способные выполнять комплекс различных сельхозработ. Куда ведет главный конвейер? МТЗ… Эта аббревиатура знакома нам, как говорится, едва ли не с младых ногтей. Не раз видели на экранах ТВ его цеха и изнутри, и снаружи и, кажется, все знаем о знаменитом заводе. И все же каждый раз, когда попадаешь сюда, тебя не покидает ощущение свежести, новизны. Завод растет, модернизируется, и хотя на фронтонах многих цехов по-прежнему значатся выложенные кирпичом цифры «1946» или «1964», но и тут, и там видишь приметы нового… Вот здесь появился новенький станок с ЧПУ. А это – новая линия автоматизированного конструирования… Как всегда, громадное впечатление оставляет корпус сборки тракторов. Здесь нас встречает лозунг: «Качество не может быть обеспечено за счет проверок. Оно должно быть результатом устойчивого процесса изготовления». — Именно так, — подтвердил эти слова сопровождавший нас Михаил Пуговкин, начальник отдела рекламы и информационно-патентной работы. – В корпусе заняты более 1200 человек. Работа организована в две смены… Тут требуются особенные четкость и слаженность. — Михаил Владимирович взглянул вверх: — Над нами четыре этажа, многие километры навесных конвейеров, готовых подать в нужный момент необходимую деталь… Когда стоишь у главного конвейера и наблюдаешь, как обрастает деталями, приобретая знакомые очертания, трактор, душа полнится чувством благодарности к людям, которые все это сконструировали, отлили в металле и вот теперь четко, слаженно священнодействуют у рождающейся на глазах машины… — Красота в металле, — заметил Михаил Пуговкин. И с ним нельзя было не согласиться. Помнится, одному из нас довелось побывать здесь с немецкой делегацией. Гости из далекого Бохума, впервые навещавшие нашу республику, по незнанию, а возможно, и под воздействием каких-то информационных заморочек не могли и представить себе масштабы, уровень производства на МТЗ. Завороженно наблюдая за неутомимым поступательным движением конвейера, они то и дело цокали языками: «Гросэ», «Шёне» («Грандиозно», «Прекрасно»)… Но удивление гостей достигло апогея, когда они узнали, что четыре-пять сотен «Беларусов» ежегодно отправляются на немецкие поля. Бауэры исключительно высоко отзываются о надежности и производительности белорусских тракторов. … Мы прошли вдоль конвейера от начала до конца, а это две с лишним сотни метров, и вот он, готовенький, тепленький, новорожденный «Беларус». Он не спеша съезжает с платформы, и за него сразу же берется водитель-испытатель. Николай Романовский трудится в корпусе сборки с 1979 года. — До армии я работал на МТЗ-5, — рассказывал водитель-испытатель. – Хорошая машина, но нынешние модели далеко шагнули вперед. Вот, взгляните, кабина: комфорт, удобство, тишина… За неполных полтора часа, пока мы были в корпусе сборки, с главного конвейера сошло 15 тракторов, а всего за смену, как сообщили нам позднее, – 65. Столько же и во вторую… — Хорошие темпы. Но не затоваритесь ли? – поинтересовались у Пуговкина. — Нет, такого у нас не случается, — отвечал Михаил Владимирович. — Четко работает служба маркетинга… И вообще, спрос на наши машины и без рекламы достаточно высок: сама машина себя рекламирует. Своими потребительскими качествами – надежностью, производительностью… Товар–деньги–товар. Эта популярная марксова формула как нельзя лучше отражает суть взаимоотношений между потребителями и продавцами белорусской техники. А ведь совсем недавно, буквально три-четыре года назад, преобладала другая формула того же классика: «Одна овца равна двум топорам» или что-то в этом роде… Иными словами, бал правил его величество бартер. — Преодолев эту порочную тенденцию, — подчеркнул генеральный директор Александр Пуховой, — мы добились, чтобы торгово-экономические процессы стали прозрачными, прогнозируемыми и подконтрольными. Появились деньги для развития производства, выплаты зарплаты, материального поощрения работников. Деньги, ранее оседавшие в карманах дельцов-посредников, которые хозяйничали на так называемом сером рынке, идут сейчас на обеспечение процесса производства, работающего ныне в две-три смены, о чем ранее мы могли только мечтать. Все это положительно сказывается на конечных результатах. Скажем, в начале 2002 года за два месяца мы с трудом сумели выпустить 588 тракторов. Сегодня же ежемесячно производим более 3 тысяч. Я убежден, — продолжал Александр Алексеевич, — ни пиков, ни спадов, ни сезонности в продаже продукции быть не должно: трактора нужны всегда, в любой климатической зоне, на всех континентах. Мысли генерального директора убедительно, на цифрах и фактах нам подтвердил его первый заместитель, маркетинг-директор Петр Пархомчик. Судите сами: продукцию МТЗ знают в 105 государствах. На его долю приходится 8 процентов мировых тракторных поставок. Предприятие входит наряду с такими известными фирмами, как «Джон-Дир», в восьмерку самых крупных экспортеров тракторов, в условиях жесточайшей конкуренции заставляя потесниться именитых грандов мирового тракторостроения. География экспорта ширится. Пока оформлялись пропуска на завод, мы не спеша рассматривали флажки иностранных государств, куда поступают белорусские трактора. Узкой лентой опоясывая помещение проходной, эти зарубежные символы молча, но авторитетно свидетельствуют свое почтение заводу-изготовителю. А слова уважения наяву услышали от представителя Китая, ожидавшего, как и мы, оформления пропуска. — Цзяо Хуанмин, генеральный директор фирмы «Invising» из Синьцзянско-Уйгурского автономного округа, — представился гость, оставивший автограф в блокноте корреспондента. Что же заставило его ехать в такую даль? Оказывается, господин Цзяо накануне побывал на «Гомсельмаше». Об универсальных энергетических средствах, выпускаемых там, он узнал на выставке в Ганновере, а по приезде в Минск прочитал в газете «Рэспублiка» нашу публикацию «Белорусский прорыв», которая его еще больше укрепила в намерении завязать сотрудничество с нашими машиностроителями. И вот — совместный протокол: китайская фирма готова закупить несколько комплексов «УЭС-280». Что касается МТЗ, то, по словам гостя, минские трактора там у них помнят еще с 70-х годов. «Прекрасные машины!» – воскликнул господин Цзяо. Не колеблясь, он намерен заключить договор на поставку 30 тракторов «Беларус-1221» и для выставок — трех машин модели «Беларус-1523»... Позднее, во время беседы с Александром Пуховым, мы поинтересовались, чем закончился визит китайского гостя. — Подписали договор на 33 трактора, — сказал Александр Алексеевич. – При наших объемах экспорта это, конечно, весьма незначительная цифра. Но мы дорожим каждой возможностью познакомить зарубежных партнеров с нашей техникой. Тем более китайских друзей, умело проводящих политику открытости и реформ… Генеральный директор МТЗ назвал и другие, более солидные показатели. К примеру, в первом полугодии нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого в Российскую Федерацию поставлено на 3385 тракторов больше, в Украину – на 1398, в Польшу – на 1165, в Казахстан – на 709… Растет экспорт тракторов в Молдову, Румынию, Сербию и Черногорию, Афганистан, Эстонию… В целом по этой группе стран поставки увеличились более чем на 219 процентов. Возобновилась реализация продукции МТЗ в Таджикистан, Никарагуа, Северную Корею… А в целом в первом полугодии на экспорт поставили 16 231 трактор – почти на 6 тысяч больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Темп роста составил более 157 процентов. Конкурентоспособность МТЗ проверена самой жизнью и длительным представительством на рынках высокоразвитых стран. Импортерами тракторов «Беларус» давно уже стали Венгрия, Египет, те же Германия, Греция, Франция и другие развитые страны. Поставляем мы свою продукцию и в США. Расширению поставок белорусской техники способствует создание совместных предприятий, торговых домов, акционерных обществ. Создано 12 таких предприятий в дальнем зарубежье и 109 – в странах СНГ. С непосредственным участием МТЗ построены заводы по сборке тракторов «Беларус» в Пакистане, Болгарии, Польше, Египте, Эфиопии. Ведутся переговоры по строительству таких предприятий в других странах. В том числе и на Кубе, во Вьетнаме, России… Ни одно другое предприятие страны не имеет такой широкой географии экспорта. «Подтянитесь, господа смежники!» Нас интересовало, как скажется на экспорте тракторов приближение Евросоюза к нашим границам. — Безусловно, в определенном смысле скажется. Но принципиально не отразится на наших позициях на европейском экономическом пространстве, — заявил генеральный директор МТЗ. — Наработки в продвижении нашей продукции на рынок закрепляются и развиваются… Мы не дремали, пока шла подготовка к расширению ЕС: вели интенсивные переговоры с нашими партнерами, прислушивались к их требованиям, чутко реагировали на изменение ситуации, оперативно вносили коррективы в производство и техническое оснащение тракторов. Главное для нас – требования заказчика. По его предложению мы можем поставить на трактор любой двигатель – то ли производства западных фирм, то ли нашего моторного завода, любой узел или деталь. Так мы обеспечили изготовление и сертификацию тракторов с «зелеными» двигателями («евро-1», «евро-2»), а в будущем году освоим и «евро-3»… Конечно, мы предпочитаем комплектующие своего, белорусского производства, но не ставим перед собой задачу закупать их только в своей республике или России. Безусловно, наш долг – поддерживать прежде всего свое, отечественное, но мы не берем то, что не удовлетворяет нас по главному показателю – качеству продукции. Вот почему мы говорим нашим смежникам и поставщикам: подтягивайте качество поставляемых нам изделий до мирового уровня. Только совместными, общими усилиями мы сможем устоять и развиваться в условиях жесткой конкуренции. К слову, конкуренции мы не боимся. Уже сейчас по техническому уровню, производительности, экономичности на единицу выполненной работы тракторы МТЗ не уступают лучшим мировым образцам соответствующей мощности, а по удельным затратам превосходят импортные аналоги. При этом стоимость тракторов «Беларус» в полтора раза и более ниже импортных аналогов. МТЗ первым в мире и пока единственным в СНГ провел сертификацию в институте «Silsoe» (Великобритания) всех выпускаемых новых моделей тракторов на соответствие стандартам Евросоюза. Получил сертификат ИСО 9001 в области проектирования и производства тракторов. Это значит, созданная на предприятии система качества полностью соответствует требованиям международных стандартов. Ну и, конечно, высоко оценивается продукция МТЗ в своей республике. За внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции государственная комиссия в 2003 году приняла решение подтвердить РУП «МТЗ» звание лауреата премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Трактора «Беларус 923/1523/2522» признаны лучшими товарами Беларуси, а «Беларус-82.1/1221» — лучшими товарами нашей республики на рынке Российской Федерации… А какая международная выставка обходится без «Беларуса»! И в Германии ( Ганновер), и во Франции тракторы МТЗ получали высокие оценки, престижные награды и дипломы. Однако больше всего в коллективе тракторозаводцев дорожат мнением механизаторов, которые работают на их машинах. Приведем несколько отзывов. «Уважаемый директор! – пишет Иван Зацепин из Ставропольского края. – Хочу выразить благодарность вам и всем работникам завода за хорошую машину – трактор «Беларус-1221». Очень хороший и надежный. Я уже увидел реальную экономическую выгоду от использования машины в хозяйстве. Огромное спасибо». Ему вторит и Александр Хонин из Черкасской области (Украина): «В 1992 году мы купили мотоблок ОК-12. Все эти годы он прослужил нам без поломок, так сказать, верой и правдой. Мы очень довольны его работой. Огромное спасибо вам, что выпустили такой хороший агрегат…» Таких теплых отзывов не счесть. Соло шмеля в заводском оркестре. В тот день, когда мы были на заводе, хмурилось, было прохладно, временами накрапывал дождь… А на небольших клумбах у арки, ведущей в административный корпус, вовсю роскошествовали цветы – белые, голубые, оранжевые… Здесь же и шмель, увлеченно лакомящийся нектаром. И не один! Их жужжание вплетается в глухой, еле слышный заводской гул… Цветов, зелени немало и на территории завода. Всюду чисто, аккуратно… — Хозяйственная струнка, домовитость, можно сказать, в крови нашего коллектива и каждого его члена, — отозвался на наши наблюдения Чеслав Федорович, заместитель генерального директора по социальной работе. – Численность персонала у нас приближается к 25 тысячам, причем каждый четвертый – инженерно-технический работник. В последнее время чувствуется какой-то всплеск кадрового роста. Увеличивается спрос на нашу технику, а значит, приходится расширять производство, приглашать на завод новые кадры… За один лишь год завод прирастает на 1200 человек. Что же их привлекает? — Во-первых, у нас нет проблем с общежитием, детскими садиками, — загибал пальцы главный кадровик. – Во-вторых, приличная зарплата: в среднем по предприятию примерно 560 тысяч рублей, а в том же кузнечном и все восемьсот тысяч… Наконец, интересная, творческая работа, хорошо отлаженная система наставничества, трудовые династии, соревнование… Вы, наверное, обратили внимание на нашу Аллею почета? — спросил заместитель генерального директора и, получив утвердительный ответ, продолжал: — Подобные аллеи были и раньше, но чаще всего занесение туда было формальным актом. Нынче же передовики производства получают не только моральное, но и солидное материальное поощрение. Мы научились ценить труд людей. Что в новом бизнес-плане? Приказом № 105 от 31 мая с.г. генеральный директор МТЗ назначил творческую группу по разработке бизнес-плана предприятия на длительную перспективу – вплоть до 2011 года. Свои предложения она должна внести до 1 августа, затем они будут рассмотрены в коллективе предприятия, Министерстве промышленности, а на заключительном этапе – в Совете Министров. — В ближайшие пять лет мы обязаны провести полный цикл технического перевооружения, модернизации производства и на этой основе создать мощности по выпуску новых моделей техники, — подчеркнул генеральный директор МТЗ. — Жесткие требования к качеству продукции, общему ее уровню и цене, диктуемые рынком и конкуренцией, предопределяют необходимость ее интенсивного совершенствования… Уровень создания новых высокотехнологичных видов конкурентоспособной продукции, по мнению Александра Пухового, в определяющей степени зависит от эффективности действия цепочки: академическая—вузовская–отраслевая–заводская наука. Потенциал немаленький: на заводе работают десятки докторов и кандидатов технических наук, четыре вузовские кафедры. Огромную, нацеленную на перспективу работу проводит конструкторско-экспериментальная служба завода, в которую входят головное специализированное конструкторское бюро, цеха опытного производства и испытаний. «Успехи МТЗ — не конъюнктурная удача». Такую мысль высказал журналистам «Р» начальник главного управления промышленного и топливно-энергетического комплексов Аппарата Совета Министров Александр Смольский. Можно сколько угодно ссылаться на исторические заслуги того или иного предприятия, подчеркнул он, но они померкнут, если все лучшее из прошлого не сможет органично трансформироваться в новое качество. Производственное объединение «Минский тракторный завод» — одно из тех предприятий, коллектив которого, сообразуясь с требованиями времени и преодолевая сложнейшие «надолбы», оставшиеся от распада народно-хозяйственного комплекса СССР, сумел соединить базовые основы прошлых лет со стремлением к устойчивому развитию в условиях новейшего времени — времени жесткой глобальной рыночной конкуренции и товарной экспансии. Уже сам по себе научно-производственный, интеллектуальный, инженерно-технический, административно-управленческий потенциал объединения, воплощенный в новейшей высокопроизводительной технике, на 95 процентов востребуемой за рубежом, более чем в ста странах мира, включая самые развитые, ставит этот замечательный коллектив в ряд флагманов белорусской индустрии, ведущих тракторостроительных предприятий в СНГ да и во всем мире. И еще один важный момент, определяющий успех МТЗ. Это синхронизация, гармонизация, наконец, оптимизация деятельности всего научно-производственного цикла со сбытом, продвижением продукции, которая востребована во всем мире. Состояние и развитие белорусского тракторостроения нельзя назвать полностью безоблачным и беспроблемным. Проблемы есть, и их немало. Но совершенно очевидно, что нынешние успехи МТЗ – это не конъюнктурная удача, вызванная благоприятным стечением обстоятельств, а закономерный итог устойчивого продвижения вперед на основе большого, напряженного труда коллектива завода, продуманного и гибкого реагирования его руководства на вызовы времени. Наша справка. * За годы своего существования МТЗ изготовил около 3,3 миллиона тракторов. Каждый десятый из них на нынешнем мировом экспортном рынке – белорусский. * 78 процентов общего объема производства тракторов на заводах СНГ сосредоточено в Беларуси. * В первом полугодии нынешнего года МТЗ имел внешнеторговые отношения с 47 странами мира. Было реализовано 17923 трактора, из них на экспорт – 16231. * На имя МТЗ зарегистрировано 12 товарных знаков. Основной товарный «BELARUS» — в 70 странах. * В рационализаторской работе на МТЗ принимают участие 1048 работников. Экономический эффект от использования предложений в 2003 году составил 3,5 миллиарда рублей. * В 2003 году на МТЗ произведено около 27 тысяч тракторов – на 2200 больше, чем в предыдущем. В 2004 году тракторостроителями намечено довести производство тракторов до 34 тысяч. * В перспективе ежегодный выпуск тракторов предприятие намерено довести до 75 тысяч.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter