Трудоголики поневоле

Признайтесь честно, вы всегда полагали, что китайцы — прирожденные трудоголики, готовые работать день и ночь, причем работа для них — что–то вроде физической потребности или даже зависимости, без которой и жизнь не в радость? Стереотипы — сила еще более страшная, чем красота... Письма из Пекина

Признайтесь честно, вы всегда полагали, что китайцы — прирожденные трудоголики, готовые работать день и ночь, причем работа для них — что–то вроде физической потребности или даже зависимости, без которой и жизнь не в радость? Стереотипы — сила еще более страшная, чем красота. Признаться, я и сама была во власти этой силы — до того как приехала в Китай. Сегодня знаю точно: китаец китайцу — рознь. Ну в том смысле, что как среди нас случаются трудоголики, так и промеж китайцев есть любители поработать не столько за деньги, сколько за идею или (редкость, но все же) из интереса. Но большинство китайских трудящихся, как и тех, кого вы видите вокруг каждый день, если бы имели выбор — работать или нет, — выбрали бы, несомненно, второе. Вопрос в том, что сделать такой выбор в стране, где ресурсы ограничены, а населения — почти полтора миллиарда человек и все хотят есть (и желательно хорошо), крайне сложно. Так что китайцы если и трудоголики, то поневоле: здесь очень точно воплощен в жизнь известный нам с детства принцип «кто не работает, тот не ест». Хочешь жить хорошо — работай, других вариантов в Поднебесной не предусмотрено.


Вот и работают. Зачастую за такую зарплату, которую во многих других странах мира сочли бы смехотворной. Но сравнивать зарплаты в цифрах — последнее, согласитесь, дело. Можно ли прожить на один доллар в месяц (таков порог бедности, признаваемый ООН)? В принципе, можно — иностранцу невдомек, а местные жители знают места, где за четверть доллара можно наесться от пуза. Так что при трехразовом питании от доллара еще и четвертинка останется.


Об отпусках в Китае слышали далеко не все. А те, кто знает, так совсем недавно — в госучреждениях система отпусков появилась всего–то десять–пятнадцать лет назад. Отпуска положены только тем, кто проработал на родном месте не меньше года. Верность трудовому месту вознаграждается количеством дней отпуска: работаешь от года до десяти — получи пять дней отпуска, от 10 до 20 лет — десять дней отпуска, ну а если ты ветеран родного предприятия и работаешь здесь больше 20 лет, то тебе положен 15–дневный отпуск. Так что, когда в следующий раз будете жаловаться на скоротечность отпуска, вспомните о своих китайских товарищах.


Но человек все–таки не машина. Согласны? Без отдыха не то чтобы ржавеет, но точно выходит из строя. Несмотря на отсутствие отпусков, китайская производящая машина работает без остановок — как? Потому что в стране есть праздники и выходные, причем некоторые — «золотые». Их так все и называют «золотые», хотя, на мой взгляд, блеском драгоценного металла они отдают в основном для туристических компаний и фирм. Сейчас все объясню.


До этого года в стране было три официальные выходные недели для всех: на китайский Новый год (по лунному календарю обычно в конце января — начале февраля), 1 Мая (да–да, именно то, что вы подумали: День международной солидарности трудящихся в стране с господствующей коммунистической идеологией никто не отменял) и 1 октября — национальный праздник, День образования КНР.


Во время этих трех недель вся страна приходила в движение: южане ехали на север, северяне на юг, восток и запад менялись местами. В своих путеводителях по Китаю и Пекину, которые опубликованы в издательстве «Вокруг света», я честно предупреждаю всех путешественников: если можете, не приезжайте в это время в Поднебесную. Авиа и железнодорожные билеты дорожают в разы, и их просто нет, достопримечательностей не увидите — все заполоняют группы местных туристов в разноцветных бейсболках.


Когда количество посетителей Запретного города в Пекине превысило 100 тысяч (за один день!), тревогу забило управление по туризму: выручка, конечно, хорошая, но как памятник сохранить? Когда количество голосов против массового снятия с мест превысило критическую отметку — а случилось это в прошлом году, — правительство приняло решение: неделю выходных на 1 Мая отменить и оставить только один день. Но чтобы никому не было обидно, добавили три других: Цинмин (день поминовения предков по лунному календарю, обычно 4 — 5 апреля), Фестиваль драконьих лодок (5 мая по лунному календарю) и Праздник середины осени (опять же по лунному календарю, в этом году приходится на 14 сентября). Праздники эти традиционные, с тысячелетней историей, а потому возвращают к корням. Движение в этом направлении, кстати, в Китае сейчас в большой моде. Подробности — в следующем письме.

 

Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter