«Идем — и КамАЗ летит»: какие сложности с транспортным сообщением испытывают жители поселков-спутников

Трудности перевоза

– Знаете пословицу: «Близок локоток, да не укусишь»? – читатель, позвонивший в наш корпункт, не удержался от метафоры. – Вот и у нас почти так получается. Гомель-то рядом совсем, а добраться, когда захочешь, не так просто. Помогите, пожалуйста. 

Пожелав остаться инкогнито, мужчина рассказал о проблемах транспортного сообщения в деревне Осовцы Гомельского района. Чтобы узнать подробности, журналисты «Рэспублікі» выехали на место.

Сестры Александра Руденок и Карина Руденок в ожидании рейсового автобуса в город.

Вот моя деревня

Деревня, в которой проживают около 350 человек, расположена всего в шести километрах от Гомеля. Официально это уже сельский населенный пункт, хотя местные считают себя горожанами. И претендуют на транспортное обслуживание по соответствующим стандартам. Тема актуальна для всех поколений. 

Поскольку своей школы в деревне нет, полсотни здешних детишек учатся в Советском районе областного центра. На занятия добираются самостоятельно, централизованного подвоза нет. Ехать, в общем-то, недолго, но уж очень некомфортно. Особенно после того, как экспрессный маршрут № 100э, к которому в Осовцах худо-бедно привыкли, транспортники начали корректировать. 

Многодетная мама Светлана Руденок знает об этом не понаслышке: 

– Остановка у нас напротив дома – автобус подъезжает в 7.25. Но к тому моменту он до того забит, что влезть очень трудно. Поэтому дети выходят на полчаса раньше и садятся «на круг». Так, чтобы проехать до конечной, а потом едут обратно мимо дома уже в школу. Совсем недавно, правда, пустили большой автобус по утрам – стало чуть легче. 

Старшая дочь пятиклассница Кристина внимательно прислушивается к разговору взрослых. И добавляет впечатлений из личного опыта:

– Когда ездил маленький автобус, было совсем неудобно. Иногда трое сидим на одном месте, а когда старшие берут кого-то на руки, то и четверо. Особенно с краю плохо: все толпятся, проходят, толкаются.

Остановка общественного транспорта в деревне Осовцы.

В школу ребята из Осовцов попадают примерно за сорок минут до звонка. Фактически к их расписанию прибавляется еще один «урок». Не очень удобно, зато никто не опаздывает. Сложнее добираться обратно. У младших классов занятия заканчиваются раньше. У ребят постарше – позже. У кого-то продленка, дополнительные занятия, кружки, секции, музыка или танцы. И если одни на автобус не успевают, другим, наоборот, приходится долго ждать. А такой «вольный час» – лишний повод для беспокойства родителей. Причем не единственный. 

Опасные прогулки 

Еще тревожнее, когда жаждущие скорее попасть домой школьники решаются на путешествие своим ходом. 

Прогулки — это, конечно, хорошо, но, во-первых, смотря в какую погоду, – Светлана высказывает логичные опасения. – Во-вторых, идти надо мимо кладбища и гаражей, где бродят собаки. В-третьих, сама дорога. Почистить от снега ее успевают не сразу – приходится идти по проезжей части. А поток транспорта, в том числе грузового, довольно большой. Пару дней назад была оттепель. Встречала дочку из школы: идем — и КамАЗ летит. Я ей говорю в сугроб на обочине прыгать, а сама в луже стою. А куда деваться? Только так и разминулись. Конечно, и водители нервничают, сигналят. Не говоря о том, что пришли обрызганные грязью с ног до головы. 

У взрослых, работающих в Гомеле, свои пожелания. Первый рейс с 6.25 был перенесен на 6.05. Сборы пришлось начинать на полчаса раньше, вычитая их из утреннего сна. Есть те, кто предпочел бы уезжать в семь. Но такого рейса в расписании нет. А после очередной корректировки графика многим пришлось возвращаться домой позже. Имеются вопросы и по работе транспорта вечером. 

Последний автобус – в районе восьми, – подошедший к нам Михаил Вдовенков переживает не за себя. – У моей жены, например, ночная смена на работе. Очень неудобно добираться. Да и мало ли по каким делам человек позже вечером возвращается. Пускай бы хоть раз в час маленький автобус ходил, хотя бы до десяти.

Жительница деревни Светлана Руденок.

Свои аспекты общей проблемы приводят и пенсионеры. Один из важных маршрутов в их распорядке – утренние поездки в поликлинику. После таких визитов приходится долго ждать автобус обратно. То же касается мам с малышами. Еще сложнее в выходные дни, когда автобус приезжает всего дважды – утром и в обед. 

Проведем эксперимент

От диалога с людьми местные власти не уклоняются. На обращения отвечали, в самой деревне провели встречу с участием представителей транспортных организаций. График движения автобусов не раз корректировали. Однако всегда находились те, кто был недоволен тем или иным вариантом. Главный же камень преткновения – наполняемость транспорта, определяющая рентабельность его работы. Как маршрута в целом, так и конкретных рейсов. Комиссия, работавшая непосредственно в автобусах, пришла к выводу, что пассажиропоток оставляет желать лучшего. Жители убеждены: при интервалах движения и тарифах, как в городе, ходить пешком никто не станет. Тогда повысится и наполняемость.



Когда материал уже готовился в номер, стало известно, что компромиссный вариант, похоже, удалось найти.

С 11 февраля мы запускаем маршрут № 62, – проинформировал «Р» начальник отдела транспорта и коммуникаций Гомельского обл­исполкома Александр Цалко. В час пик автобусы будут ходить от вокзала до деревни Осовцы. Расписание движения согласовано, доведено до населения. При составлении графика движения учитывали и расписание занятий в школах, в которых учатся дети. В межпиковое время будут ходить автобусы по маршруту № 63 – это чуть сокращенный вариант. Также добавляется количество рейсов и маршрута № 23, который обслуживает жителей Осовцов в выходные. Пока маршруты считаются экспериментальными. В таком режиме транспорт будет работать в течение месяца. Затем оценим результаты и сделаем выводы.



В контексте темы есть смысл рассмотреть ее по принципу «от частного к общему». Ведь не секрет, что с подобными проблемами сталкиваются и другие поселки — спутники больших городов. Тем более что окрестные поселки довольно активно застраиваются. Это плюс. Однако инфраструктура за таким приростом успевает далеко не всегда. Прежнего количества и частоты движения общественного транспорта становится недостаточно. В окрестностях Гомеля подобные вопросы пришлось решать в близлежащих поселках Красный Маяк и Романовичи. Последний уже не первый год является зоной интенсивной усадебной застройки. По словам Александра Цалко, сейчас нареканий из этих населенных пунктов не поступает. 

Можно понять и перевозчиков, которые считают каждый рубль и не хотят наращивать убытки. Но какой бы ни была экономия и экономика общественного транспорта, его социального предназначения никто не отменял. Пассажиры не поймут. А понимание сути проблемы должно быть у обеих сторон. Это залог решения и компромисса в любой ситуации.  

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter