Три месяца назад минчанин Алексей Ландрэс отправился в велопутешествие по странам Азии и Ближнего Востока (начало в «ЗН» № 23 от 5 июня). Приключений было предостаточно: парню приходилось бороться с непогодой, спасать черепашек и ночевать в пожарном отделении.
А в Азербайджане три недели наш экстремал работал волонтером на первых Европейских играх.
Мерси, Баку!
– Уже не сидится на месте, очень хочу увидеть северо-западную часть Азербайджана, – признался Леша за пару дней до закрытия Игр. – Говорят, там не так скучно, как на Шелковом пути, по которому я заезжал из Грузии. Через несколько дней буду выезжать.
…Световое шоу, фейерверки, певец Джон Ньюман и еще много всего классного было на закрытии Европейских игр. Так мое пребывание в столице Азербайджана завершилось.
Из Баку Леша выбрался около 10 часов утра 29 июня. Преодолев пару подъемов, велосипедист оказался на дороге в направлении города Шемаха.
– Встретил путешественника из Лондона Ника Томсона. Возможно, вместе с ним прокачусь по Вьетнаму в декабре этого года. А вообще, денек выдался тяжелым. К вечеру я был совсем не в форме из-за палящего солнца и холмистых дорог. Часто останавливался, чтобы умыться и набрать холодной воды, которая становилась теплой за считаные минуты. Выпил более трех литров (потратил 1,5 доллара), и две бутылки минералки мне презентовали местные. А еще сегодня меня угостили дыней. Но пока, скажу честно, они не очень вкусные, не сезон.
В результате Алексей проехал около 110 километров на велосипеде и еще десяточку на попутке. День завершился вкусным ужином и ночлегом в гостевом доме на территории ресторана в городе Шемаха.
Приятные встречи
Азербайджан провожал путешественника жарой, воздух прогрелся до плюс 40 градусов. Чтобы охладиться и не заработать тепловой удар, нужно было каждые десять километров останавливаться и обдавать голову холодной водой.
– Рельеф перешел в сплошные горы и холмы. Проехал 90 километров от Шемахи до города Габала. Один из затяжных подъемов растянулся на 15 километров. Устал. Поэтому улегся спать рановато – в девять часов.
Назавтра погода порадовала, но я бы не отказался от порции дождя. Зато обед опять выдался очень вкусным. Попробовал азербайджанское национальное блюдо со странным названием пити. Подается оно в глиняном горшке. Хотя это и суп, но я бы сказал, что это первое и второе одновременно: бульон, баранье мясо, курдюк и горох.
Видимо, кто-то вместе со мной молился за прохладную погоду. Сегодня целый день на небе тучи и дует ветер, а главное – жара спала. Три дня назад об этом я мог только мечтать. По дороге то и дело встречал велосипедистов из других стран. Утром пересекся с Робом и Беси из Англии. Ближе к обеду – с итальянцем Марко и француженкой Тифани. А в конце дня повстречал еще одну пару из Англии – Жиневру и Джона. Мне кажется или в этом году как-то много велопутешественников из Англии?
До границы с Грузией осталось всего шесть километров. Завтра начинается основная часть велопутешествия по странам Азии. Где-то я задержусь на месяц, а где-то и того больше.
Салами, Грузия!
Местные приняли Алексея хорошо. Даже организовали мини-экскурсию по виноградникам и угостили арбузом и дыней.
– Перед тем как ехать на горную дорогу, всегда проверяю прогноз погоды. По предсказаниям синоптиков, этот день обещал быть солнечным и теплым, а самое главное, я хорошо отдохнул – был полон сил и решительности проехать 80 километров.
Рано утром выехал из деревни Лечури к перевалу Абано (по версии BBC, одна из самых опасных дорог в мире – 2.926 метров над уровнем моря). Понимал, что дорога окажется не из легких, но особо не переживал. Ведь это не первый перевал на моем счету. В 2013 году, пока колесил по Европе, самой трудной оказалась дорога через австрийскую гору Гросглоккнер (3.798 метров). Когда слышу про перевал, сразу представляю ровный асфальт, затяжной подъем и головокружительный спуск, а также дивную природу вокруг. С ней-то мне как раз повезло на все сто. А вот дорогу из гравия, водопадов и остатков скалы я увидеть не ожидал. Половину пути к вершине пытался проехать на велосипеде, а во многих местах шел пешком. Два раза даже разувался, чтобы пройти через стремительные потоки водопада.
До перевала на своих двоих Леша так и не добрался. Постепенно погода испортилась: пошел дождь, похолодало.
– Видимость ухудшилась из-за тумана, и стало небезопасно ехать по этой и без того «веселой» горной дороге. За десять километров до вершины проезжающие мимо парни в прямом смысле сняли меня с велосипеда и загрузили в машину. Сначала они вручили мне стакан грузинской чачи, а потом был длинный тост. Вообще, я не пью алкоголь. Но после пяти минут попыток дать задний ход просто сдался. Следующий тост был за друзей, и мне сказали: пей, или ты друзей не уважаешь? Трудно спорить. В Грузии тосты, видимо, не заканчиваются никогда. Но мне, скорее всего, повезло. Мы сели в машину и отправились дальше. Пока доползли до вершины, меня укачало не на шутку, и все самое интересное – песни и танцы под звуки завывающего ветра и аккордеона – я пропустил.
Позади – почти шесть тысяч километров.
Еще за три недели Леша проехал:
Азербайджан/Баку – Грузия/Лечури – 5.403 км
Грузия/Лечури – Грузия/Агара – 5.789 км
Грузия/Агара – Грузия/ Местиа – 6.137 км
Если вы думаете, что на этом все завершилось хеппи-эндом, то заблуждаетесь. Продолжение читайте в следующих номерах.
machekin@sb.by
Фото из архива Алексея Ландрэса