Трудно жить завтрашним днем с сегодняшнеми проблемами

Конец учебного года - время для любой семьи, воспитывающей школьника, непростое: в апреле начинаются традиционные поборы с родителей "на нужды школы".
Конец учебного года - время для любой семьи, воспитывающей школьника, непростое: в апреле начинаются традиционные поборы с родителей "на нужды школы". Особенно не повезло тем, чей ребенок либо отправляется в первый раз в нулевой класс, либо из "началки" переходит в гимназию: "вступительный" взнос, именуемый "помощью школе", нынче ни много ни мало измеряется в у.е. Тяжело и родителям выпускников: мало того что на репетиторов тратиться приходится, так еще и выпускной вечер не за горами...

Размах школьных поборов, как правило, прямо пропорционален статусу учебного заведения. Моя приятельница как-то подсчитала, во сколько ей обошлось "бесплатное начальное образование" сына в одной из элитных минских школ. Первым взносом стал магнитофон за 500 тысяч рублей. Список канцтоваров, зачитанный на родительском собрании, потянул еще на тысяч 100. Двадцать тысяч ушло на покупку отсутствующей в библиотеке учебной литературы, 80 - на цветы учителям и подарки к праздникам. Вдобавок ежемесячно пришлось платить в среднем по 22 тысячи за дополнительные занятия по английскому и дизайну, отказаться от которых оказалось невозможно: учителя предупредили, что в этом случае ребенок отстанет от остальных. Теперь с родителей сшибают на ремонт класса ни много ни мало... по 120 тысяч - как выразилась директор, "сугубо на косметику". Итак, в классе 30 учеников, получается 3 миллиона 600 тысяч - не многовато ли, однако, на "косметику"?

Понятно, если школа переименована в гимназию, администрации хочется, чтобы и интерьер был соответствующий. В то же время бюджетные средства на школьные нужды в последнее время выделяются по минимуму: в лучшем случае хватает на ремонт кровли или ограды. Что касается облагораживания столовой, спортзала и санузлов - это как со спонсорами повезет. А вот обустройство классов - начиная с обоев и заканчивая покупкой школьного инвентаря - нередко полностью забота родителей, с которых регулярно взимается дань "наличкой".

Если в классе, где учится ваше чадо, всего-навсего нужно побелить потолок или оклеить стены, - считайте, вам повезло. Из опыта многочисленных знакомых могу сказать: при разумном подходе в тысяч 20 уложиться можно. И совсем другое дело, если вашим детям парты не по росту или учителю надоело в начале каждой четверти натирать... маслом от шпрот доску (говорят, это лучшее средство для "реанимации" вконец "исписавшихся" школьных досок). Обычный ученический комплект - парта и два стула - стоит 61 тысячу рублей. Комплект с регулирующим механизмом - в полтора раза дороже. Доска тоже влетит в копеечку. За большую, "с крыльями", придется выложить 206 тысяч рублей. Отдельно "крылышки" обойдутся в 122 тысячи. На наглядные пособия, которые нынче в основном российского производства, цены и вовсе запредельные - от 100 до 300 тысяч.

Как все это согласуется с известным положением главного образовательного ведомства о деятельности попечительских советов: ни копейки мимо банковского счета? Смею утверждать - никак. Попечительские советы созданы более чем в половине школ страны, а привычные по осени и по весне "наличные" сборы как были, так и остались. С родительским комитетом работать проще и эффективнее, считает директор брестского лицея N 1 Светлана Семенова. Спонсоров в городе раз-два и обчелся. К ним все с просьбами, а тем какая от спонсирования выгода, если даже минимальных льгот для благотворителей не предусмотрено? Солидарен с коллегой и директор минского Национального государственного гуманитарного лицея им. Я.Коласа Владимир Колас. И рассказывает мне про то, например, что в Голландии, где он недавно побывал, попечители вправе определять образовательную политику школы, которой взялись помогать, - вплоть до выбора руководства. У нас же вносить изменения в учебные программы позволено лишь так называемому совету школы - структуре скорее мифической, нежели реальной, - да и то в порядке рекомендации.

Впрочем, там, где попечительские советы работают давно и, по отзывам, эффективно, деньги на ремонт класса суммой, достойной их внимания, все равно не считаются. Руководство учебных заведений обычно ссылается на "принципиальную" позицию родительского комитета и, конечно же, лукавит. Те, кому выпала нелегкая по нынешним временам доля быть членом такого комитета, в прямом смысле слова крайние и им действительно ничего другого не остается, как быть рупором воли школьного руководства. Не так давно мне рассказали историю, прямо противоположную "директорской" версии. Родительский комитет одной минской школы в ответ на указание завуча собрать деньги на подвесной потолок просто-таки вынужден был просить других родителей подписаться под "отказным" письмом - чтобы не попасть под "раздачу". Есть и такое мнение: перечислить деньги на счет попечительского совета - значит, сдать их в общий котел, из которого вашему классу в итоге перепадут копейки. Между тем финансовые возможности родителей очень разные. И, к примеру, папа Васи из 4-го "Б" хоть и директор фирмы, но вовсе не считает себя обязанным оплачивать доску или парту для Пети из 5-го "А", чей родитель - безработный алкаш. И как привести ситуацию к общему знаменателю, никто пока толком сказать не может.

В сельских школах проблема решается проще. Скажем, в Каменской средней школе Кормянского района попечительского совета нет, да и вряд ли есть смысл его тут создавать. Откуда на селе спонсоры? Просить деньги у родителей - тоже занятие бесперспективное: зарплата у колхозника сами знаете какая. Вот и решила директор Тамара Шугаева: будет школа сама на себя зарабатывать. Только не за счет платных услуг - это для села удовольствие дорогое. А вот сад в аренду у колхоза взять и яблоки на продажу выращивать, да поросят разводить - вполне можно. В прошлом году 2 с лишним миллиона рублей школа заработала - на ремонт хватило.

Что и говорить, устали родители от ежегодных сборов на шторы-ремонты-мебель... Но и школе сегодня без помощи со стороны никак. Как быть? Быть может, последовать примеру ближайших соседей? В начале будущего года сведения о каждом российском учебном заведении будут размещены на специальном сайте в Интернете, а рядом - обращение к выпускникам: помогите своей школе! В министерстве образования РФ рассчитывают на то, что у каждой школы найдутся 2 - 3 состоятельных выпускника, которые, зная номер счета, деньги перечислят. Саратовские школы такой вариант уже опробовали, и за одно лето собрали средств больше, чем выделил городской бюджет на капитальный ремонт. Может, и у нас бы сработало?

Комментарий

В прошлом году "хитом" нашей редакционной почты про "сезон поборов" стало письмо отца девятиклассника одной из престижных минских школ: тем, кто собрался продолжить учебу в 10-м классе, было предложено купить (вскладчину на двоих)... стол и парочку стульев. Тогда последовала резкая реакция руководства Минобра - подобная практика недопустима. Год прошел. А практика как была, так и осталась?..

- Родители и сами в этом виноваты, - считает начальник Главного управления общего среднего образования Владимир Щербо. - Сначала идут по пути наименьшего сопротивления - сдают деньги "наличкой", а потом негодующие письма в министерство пишут. Да, такие поборы незаконны - это нарушение финансовой дисциплины, которое может стоить директору рабочего места. С другой стороны, школа может привлекать спонсорские деньги, но только на добровольной основе и в цивилизованной форме, т.е. поступать они должны на расчетный счет учебного заведения или его попечительского совета либо на счет управления образования. Опасаетесь, что "из общего котла" вашему классу или школе ничего в итоге не достанется? Ну так укажите в платежном поручении, для кого предназначены деньги и на какие конкретно цели (решили, скажем, обои в класс купить - так и напишите: "на обои"). А нет возможности - не сдавайте. Дело это, подчеркиваю, сугубо добровольное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter