Действительно ли легче и проще быть верующим?

Трудно быть с Богом

Принято считать, что верующий человек находится в более выгодном положении, чем неверующий: вера помогает ему выстоять, дает надежду и силы в тяжелых жизненных обстоятельствах, верующему проще и комфортнее — он знает все ответы, его не мучают сомнения, он принимает решения без колебаний. Но действительно ли легче и проще быть верующим?

Если подходить к вере с меркой пользы и корыстью, то будем честны: верующий гораздо больше потеряет, чем приобретет. Большинство способов устроиться в этой жизни нам, верующим, недоступны. Нам просто совестно этим пользоваться. И не только потому, что Писание или Церковь запрещает. Просто не можем по-другому. Не в состоянии переступить через себя, даже если очень надо. И проходят мимо нас многие удовольствия этого мира, отрадные наслаждения, карьерные решения, доступные ходы.

Верующим быть невыгодно. Пытливый совопросник возразит: но ведь есть выгода духовная, мы лишаем себя здесь каких-то временных радостей, избегаем страстей и неправды, зато там, в Царстве Небесном, нам воздастся сторицею — а что это, если не выгодное вложение своей жизни?

Однако напомним себе: библейские обетования изложены языком образов, метафор. Категории выгоды и пользы в описании Царства Небесного не работают, да и надо быть честным: верующие мы не потому, что хотим выгодно себя вложить в какой-то предельно долгосрочный проект. У нас просто нет выбора.

Господь назвал Себя Истиной (Ин 14:6), и верующий человек отличается от неверующего как раз тем, что Истина настигла его, и он живет в присутствии Истины, ходит перед Богом, и это так, даже если я тщательно избегаю праведной жизни, бегу от Евангелия, спасаюсь от Спасителя.

Быть христианином — это очень больно. Это трагично. Ты знаешь не просто то, что Бог есть, ты знаешь, кто Он, как смотрит на тебя, чего ждет от тебя, что делает для тебя. Нет, не знаешь, а переживаешь Его Подлинно Живым и Сущим: Он Есть. И в этой простой фразе весь опыт веры.

Но еще ты знаешь, опытно, практически, всей кожей твоей, всем сердцем, как болен мир и человек, сколько “тьмы беспросветной в груди человека”, у тебя в груди, и как тяжко дается добро, какого труда это все стоит и как трудно быть человеком. Как трудно и больно быть.

И самое тяжелое — от этого никуда не скроешься. От Бога никуда не скроешься. Хочешь бежать от Бога? Он Сам соберет тебя в дорогу, ты будешь выбираться из ограды церковной на Его плечах, и по каким бы ущельям ни скитался, в каких бы пропастях ни прятался — Он все равно будет рядом, и руки Его, заботливые и любящие, всегда поддержат тебя и согреют, даже если ты будешь бороться с этим теплом и оттолкнешь эту руку.

Невозможно перестать быть верующим. Это никак “не выключается”. Бог есть, и с Ним — правда, с Ним все правильное, естественное, настоящее и значительное. Быть с Ним — “естественное место” человека, и мы стремимся к Нему, жаждем любить Его, но тьма внутри всегда сопротивляется живому, не хочет жизни, боится сложного, прячется от Бога, пусть даже и в преисподней или “на краю моря”.

Проще быть без Бога. То есть вовсе не быть. Очарованные томительной и мнимой простотой небытия, мы хотим скрыться от Бога, запретить Ему быть или хотя бы не знать о Нем ничего: есть Он, нету Его — ничего не хочу об этом знать, и не напоминайте мне — ни словами, ни иконами, ни крестами, ни священниками. Верующие пугают. Тревожат. Это беспокойный и беспокоящий народ. Без них проще. Без веры проще, проще — без верующих. И куда проще без их Бога.

И мы, верующие, временами завидуем неверующим или просто людям религиозным. Им проще. Понятнее. Они не встретили Его — Лишающего покоя, отдыха и сна. Подлинного Утешителя. Настоящего Отца. Бескорыстного Наставника, который искал “не нашего, а нас” (2 Кор 12:14), и нашел и, как пугливую овцу-потеряшку, положил на плечи Свои, “посадил Себе на шею”, спас от себя самих.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter