Трудно быть режиссером

Вчера в Санкт–Петербурге на 75–м году жизни скончался Алексей Герман...

Вчера в Санкт–Петербурге в Военно–медицинской академии на 75–м году жизни скончался выдающийся советский и российский режиссер Алексей Герман.


Он снял всего шесть черно–белых фильмов, меньше, чем Тарковский, но каждая его работа становилась вехой в истории кино. Картины с трудом прорывались на экран, их резала тупыми ножницами цензура, на них гневались тупые чиновники. Герману не давали работать, его увольняли с «Ленфильма», но он все равно шел вперед только одному ему ведомым курсом, медленно восстанавливаясь после очередной травли.


Как и любой большой художник, он черпал вдохновение из воспоминаний детства. В его лентах был спасительный заряд правды и кислорода, который просто не мог не раздражать. «Проверку на дорогах», снятую по сценарию Эдуарда Володарского, написанному по повести отца режиссера, писателя, военного корреспондента ТАСС и Совинформбюро Юрия Германа, положили на полку на 15 лет, обвинив в «дегероизации и незнании реалий военной жизни».


Казалось бы, с приходом новых времен Герману воздастся по делам его. И режиссер действительно получил признание, любовь, обожание кинокритики и киноманов. Но его «Хрусталев, машину!» неожиданно освистали в Каннах. Место советских чиновников заняли степенные буржуа общества потребления. Им боль Германа тоже была не нужна. Алексей Юрьевич навсегда решил, что в Канны он больше не ездок: многое из того, что в последнее время стало происходить там, не имеет никакого отношения к искусству...


Свою последнюю фреску по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» он начал снимать в 2000 году. Сам называл этот фильм последним. На широкий экран картина пока не вышла. Видел ее узкий круг профессионалов. По степени воздействия сравнивают с «Андреем Рублевым» Тарковского. И это та кинематографическая «бомба» с замедленным часовым механизмом, которая еще рванет.


У Алексея Германа в Беларуси было и  осталось много единомышленников.  Это было какое-то особое родство душ… Кстати, именно в его фильме «Хрусталев, машину!» засверкали новыми гранями наши актеры Иван Мацкевич и Геннадий Четвериков.  Конечно, мы еще не раз об этом вспомним. Потому что Алексей Юрьевич всегда останется с нами…


* * *


В связи со смертью народного артиста России Алексея Германа  соболезнования его родным, близким и коллегам направил Президент.


«Творчество Алексея Германа оставило яркий след в истории современного кинематографа. Он был прекрасным режиссером, фильмы которого отражали настоящую правду жизни, подлинность человеческих отношений. Не случайно каждая его картина становилась культурным событием и завоевывала огромную народную любовь», — отметил Александр Лукашенко.


«В нашей стране Алексея Юрьевича знали и высоко ценили за талант, сильный характер и преданность искусству. Его смерть болью отозвалась в сердцах многих тысяч белорусов», — говорится в соболезновании.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter