В июле поклонники отметят 85-летие со дня рождения режиссера Алексея Германа

Трудно быть Германом

Режиссер Алексей Герман — безусловный классик советского и российского кино, всегда шедший против течения и моды. Его фильмы «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», снятые в советское время, имели сложную прокатную судьбу. После, в эпоху продюсерского кино, он, как подлинный перфекционист, обрек себя на мучительные кинематографические фрески и долгострои — «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом». 20 июля поклонники отметят 85-летие со дня рождения режиссера.

Изобретатель языка

Герман снял всего шесть картин («Седьмой спутник» — совместно с Григорием Ароновым), но при этом каждая становилась событием в кинематографическом мире и влияла на развитие киноискусства. Он изобретал собственный киноязык, в котором сочетались подлинность атмосферы, внимание к деталям и уникальные актерские работы. Алексей Юрьевич как никто умел воссоздавать на экране дух времени и эпохи.

Родился Алексей Герман в 1938 году в Ленинграде в семье известного писателя Юрия Германа. Хотел поступать в медицинский институт, но по совету отца пошел в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (­ЛГИТМиК) (мастерская Григория Козинцева, руководитель курса — Александр Музиль), который окончил в 1960-м. Два года работал в Смоленском драматическом театре, а с 1961 по 1964 год — в Ленинградском Большом драматическом театре у Георгия Товстоногова.

В тени мастера

«Георгий Александрович мне доверял, — вспоминал Герман. — Я даже был сопостановщиком на «Поднятой целине». Там играли Лавров, Луспекаев, Доронина… Тем не менее я ушел от Товстоногова, хотя он полтора часа меня уговаривал остаться. Но у меня хватило ума понять, что я рискую стать его «клоном». И тогда я погибну как режиссер. Короче, я ушел из театра в кино. Работал на картине «Рабочий поселок» у замечательного человека и режиссера Владимира Яковлевича Венгерова».

На киностудии «Ленфильм» Герман стал работать вторым режиссером с 1964 года. В качестве постановщика впервые выступил в фильме «Седьмой спутник», снятом в 1967-м вместе с Григорием Ароновым по повести Бориса Лавренева. А в 1968-м решил приступить к экранизации повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» — спустя четыре года после выхода книги. Но тогда по разным причинам не сложилось.

«Трудно быть богом».

Проверка характера

В 1971 году поставил свой первый самостоятельный фильм «Проверка на дорогах». В основу сценария Эдуарда Володарского была положена повесть Юрия Германа «Операция «С Новым годом!». Картина пролежала на полке 15 лет и вышла на экран только во время перестройки. Тогда в профессии Алексей Герман остался благодаря помощи Георгия Товстоногова, Григория Козинцева и Константина Симонова, предложившего ему экранизировать собственную повесть «Двадцать дней без войны» из цикла «Из записок Лопатина». 

    «Проверка на дорогах».
 «Двадцать дней без войны». 
Главные роли исполнили неожиданные для военной драмы актеры — Юрий Никулин и Людмила ­Гурченко, которых широкий зритель больше ассоциировал с комедийным жанром. И этот фильм создавался сложно, пока в дело не вмешался Симонов, которого Товстоногов уговорил вступиться за картину. Автор повести сам написал сценарий и не одобрял некоторых решений Германа. В прокате картина «Двадцать дней без вой­ны» появилась лишь через полтора года после завершения съемок.

Модернизм, хаос, абсурд

В 1990-е Алексей Герман снял предельно необычную картину «Хрусталев, машину!», обострив свою и без того непростую режиссерскую манеру. Фильм, как утверждал сам режиссер, был посвящен его семье, почти у каждого из персонажей — свой прототип. Сценарий Герман написал вместе с супругой Светланой Кармалитой. В ленте много слоев, недосказанностей, намеков. Модернизм, хаос, абсурд переплетаются в забористый коктейль на грани, а порой и за гранью логики, превращаясь в сюрреалистическую притчу. В ­1998-м эту работу неоднозначно приняли на Каннском кинофестивале, но позже его руководство извинилось перед режиссером за недопонимание.


Одну из ролей в этой картине исполнил заслуженный артист Беларуси актер театра им. М. Горького Иван Мацкевич, который вспоминал в нашей беседе: «Режиссеры вообще почти все диктаторы. И Герман не исключение. Но он добивается результата от актеров, от оператора, от художника — от всей съемочной группы. Я даже не думал, что мне посчастливится с ним работать. Ему нужен был двойник главного героя, которого играл Юрий Цурило. Такого цыганистого типа мужик, два метра ростом. Нужно было, чтобы, когда он уходит из кадра, оставался двойник и никто ничего не понимал… Съемки у Германа были очень интересными, но очень трудными. Один эпизод он снимал месяц. И весь месяц нужно было повторять одно и то же, быть все время в материале, и это, мягко говоря, немножко утомляло. Сейчас все стремятся снять быстрее и проще. Я пять лет ездил на съемки и еще бы десять ездил, потому что это великий мастер. На площадке дисциплина была железная, не дай бог, что-то нарушишь, опоздаешь или как-то не так себя поведешь…»
Еще одна ипостась таланта Алексея Германа: как актер он сыграл в картинах «Рафферти» Семена Арановича, «Канувшее время» Соломона Шустера, ­«Замок» Алексея Балабанова, «Мания Жизели» и других.

Нестандартный детектив

Драма «Мой друг Иван Лапшин» тоже снималась по мотивам повести Юрия Германа. Работа над картиной завершилась в 1982-м, но и ее путь на экраны задержался на несколько лет. События в ней разворачиваются в 1930-е. Главный герой — начальник уголовного розыска города Унчанска Иван Лапшин. Но его подвиги и работа по поимке преступников фактически до самой кульминации оказываются глубоко на периферии повествования. В центре же — повседневные хлопоты и заботы, история неразделенной любви к провинциальной актрисе в исполнении Нины Руслановой. Еще один участник любовного треугольника — журналист Ханин, которого сыграл Андрей Миронов.

«Мой друг Иван Лапшин».

Фильм приняли не сразу. Однако позже Герман получил за него призы и премии на кинофестивалях в Локарно и Роттердаме, а также Государственную премию России имени братьев Васильевых.

Творческое завещание

Еще один долгострой Германа — фантастическая притча «Трудно быть богом». Работа над фильмом продолжалась около 14 лет и была завершена уже после смерти режиссера, покинувшего этот мир 21 февраля 2013 года, женой и соавтором сценария Светланой Кармалитой и сыном Алексеем. Впервые картину показали на Римском кинофестивале в том же году. Главную роль в ней исполнил актер Леонид Ярмольник. «Часто задают вопрос: почему так долго снимали? Ведь у вас все было: и специалисты, и группа, и даже деньги были, хоть и с небольшими перебоями. Так вот, эта медлительность была обусловлена только скрупулезностью Германа, его желанием сделать именно то, что он хочет», — объясняет актер.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter