От чего зависят успехи в большом спорте?

Трудная дорога к Олимпу

Еще в апреле, во время ежегодного Послания белорусскому народу и Парламенту Президент жестко раскритиковал результаты в спорте высоких достижений. Упреки справедливые. Государство вкладывает немалые средства в подготовку спортсменов, строит современные стадионы, спорткомплексы, ледовые дворцы, бассейны. Однако результаты на международных аренах в большинстве своем оставляют желать лучшего. Серьезный разговор на эту тему продолжился на совещании по вопросам развития хоккея. Кульминацией же предметной дискуссии стало олимпийское собрание НОК Беларуси с участием Президента. Главный посыл обсуждения в том, что вложенные деньги должны давать отдачу. Ведь спорт уже давно стал элементом политики, от которой зависит и настроение людей, и имидж страны, ее узнаваемость в мире. Отсюда и главное требование Александра Лукашенко — в буквальном смысле бороться за результат. От чего же зависят достижения в большом спорте?

спор-рейтер.jpg

Большой спорт – это бизнес

Вадим Можейко, эксперт Либерального клуба

В  спорте, как и в политике, разбираются все — или, по крайней мере, считают, что разбираются. На мой взгляд, это одна из основных наших проблем. Мы все еще часто принимаем решения, руководствуясь эмоциями от громких побед или череды постыдных поражений, а не на основе научно обоснованных данных, как того требуют стандарты распространенного в мировой практике подхода к формированию государственной политики — evidence based policy (то есть “политики, основанной на доказательствах”).

Как болельщику мне тоже обидно, что наши хоккеисты или футболисты нечасто демонстрируют на соревнованиях достойные результаты. Но эмоции — плохой советчик.

Основной вопрос к любым финансовым вложениям (тем более общественных, народных денег из бюджета) — а зачем мы это делаем? Спору нет, всем приятно смотреть, как национальная команда получает награды. Но стоят ли эти хорошие эмоции огромных средств или при бюджетных тратах надо ориентироваться на другие цели, а спорт ориентировать на иное финансирование? Тем острее встают эти вопросы, когда оказывается, что государственных денег было потрачено немало, а гордиться нечем.

Как показывает опыт стран, добивавшихся наилучших результатов на Олимпийских играх за последние 10 лет, можно использовать разные подходы к финансированию спорта. Но нигде нет такой огромной господдержки, как у нас. Экономические возможности Китая или США, очевидно, превышают наш бюджет, однако они не позволяют себе такой роскоши, как огульное финансирование спорта за счет государства.

Например, в США вообще нет аналога министерства спорта. Большой спорт работает как большой бизнес, сам зарабатывая себе деньги — что в баскетболе, что в хоккее. Что же касается спорта массового, то им занимаются образовательные учреждения и местные общины, привлекая к этому делу меценатов. И занимаются успешно. Доходы только национальной атлетической ассоциации колледжей (NCAA) в 2015 году составили 850 миллионов долларов. Большая часть этих денег возвращается обратно в университеты и колледжи, покрывая затраты на спортивные стипендии и инфраструктуру. Не имеет государственного финансирования даже Национальный олимпийский комитет США (USOC), действующий как общественная организация и получающий деньги от спонсоров и продажи медиаправ.

В Китае аналогом Минспорта является Главное управление по спорту в составе Госсовета КНР. Китайский закон “О физкультуре и спорте” ориентирован в первую очередь не на медали как таковые, а на всенародное укрепление здоровья. Для этого активно строились площадки уличных тренажеров, а также специальные центры, ориентированные не на узкий круг профессиональных атлетов, но на массовые потребности населения. Финансируется это доходами от проведения лотерей, а правительство следит за тем, чтобы инфраструктура размещалась по стране равномерно, включая и не самые экономически успешные районы.

Изучая этот опыт, сразу думаешь о том, как даже в Минске сложно найти современный и доступный по финансам государственный центр или бассейн у дома. Что уж говорить о регионах. К примеру, в Китае в 2014 году был принят закон о существенных налоговых льготах для корпораций, финансирующих спорт и культуру. Действуют подобные льготы и в других странах. Если мы будем использовать этот мировой опыт, то есть шанс и хороших достижений в спорте, и бюджетной экономии.

Не всё решают деньги

Вадим Девятовский, депутат Палаты представителей Национального собрания

Далеко не все сводится к коммерции и материальной составляющей в большом спорте. Ключевой фактор успеха я вижу в связке “тренер — спортсмен”. Именно от самоотдачи спортсмена, его упорного и честного труда зависит и конечный результат. И даже проигрыш можно расценить по-разному. Если ты бился до последнего, показал характер, волю, но не достиг желаемого результата, никто из болельщиков тебя не осудит. Ведь было время, когда наша хоккейная сборная играла не хуже при наличии всего двух-трех катков в стране.

В этом смысле нам необходим системный подход к отбору будущих спортсменов. К примеру, Федерация легкой атлетики, которую я возглавляю, в свое время инициировала проект “300 талантов для Королевы”. Мы охватили все школы страны, протестировав более 220 тысяч детей с 1-го по 3-й класс, и из них выбрали 300 лучших. Далее федерация продолжает заниматься с этими талантливыми ребятишками. Таким образом, создается условная академия легкой атлетики, где под присмотром профессионалов юные таланты могут повышать свое мастерство. Причем половина из них — дети из малых населенных пунктов, у которых раньше вообще не было возможности проявить себя. Так, кроме шанса для ребенка, формируется и стратегия развития профессионального спорта. Ведь можно пачками покупать легионеров за большие деньги, но они никогда не станут патриотами страны. А наши ребята будут сражаться не только за премию, но и родину, за престиж государства.

К решению этой задачи должны подключиться все регионы. Не случайно Президент поручил местным органам власти до конца года привести в порядок все спортивные объекты. Будет поддержка на региональном уровне — непременно появятся и новые звезды. Это касается также обеспеченности детских школ необходимым инвентарем и экипировкой.
Многое, конечно, зависит и от тренерского профессионализма. И здесь надо делать акцент на подготовке своих кадров. Заграничные специалисты находятся в Беларуси временно. К тому же, будем откровенны, к нам приезжают тренеры не самого высокого уровня. Лучшие остаются на родине. Поэтому нам надо выращивать, обучать и мотивировать своих профессионалов. Не хватает знаний, опыта — давайте организовывать обучающие семинары и практику за рубежом.

Если же говорить о господдержке большого спорта, то, мне кажется, тут нельзя распылять ресурсы. Мы не настолько богаты, чтобы бездумно тратить средства. Поддерживать надо прежде всего те виды спорта, где очевиден прогресс, развитие, в которых уже завоеваны награды или есть шанс их завоевать. Безусловно, необходимо максимально задействовать потенциал науки. Без качественного медицинского и научного сопровождения сегодня сложно рассчитывать на высокие результаты.

Успешное решение этих и других задач в немалой степени зависит от того, кто и как будет руководить спортивными федерациями. На мой взгляд, это должны быть опытные пробивные руководители. Самый драгоценный ресурс в любом большом деле — это время. Потерянное время — всегда откат назад, потому что запоздало разрешенный вопрос уже может стать неактуальным, а жизнь подкинет новые задачи. Да, можно найти себе сильного помощника, но тогда ты рискуешь оказаться его заложником. Поэтому в любом случае необходимо искать баланс между опытным менеджером и профессионалом, который хорошо разбирается в особенностях и нюансах конкретного вида спорта.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter