Трубы вспять

О поставках российских ресурсов в Китай

Россия только что построила нефтепровод в Китай и готова к строительству газовой трубы, которая свяжет две страны. Это в корне меняет энергетическую карту Евразии, поскольку до сих пор основным потребителем российских ресурсов являлась Европа. Однако на востоке Москва столкнулась с такими же трудностями, как и на западе: китайцы не намерены покупать нефть и газ втридорога. Во время своего визита в Пекин Дмитрий Медведев, как сообщается, так и не договорился о цене российских поставок.


Россия с ее огромными запасами углеводородов и Китай с его огромной экономикой, казалось бы, просто созданы друг для друга. Парадоксально, но факт: до недавнего времени две соседние страны не были соединены крупными трубопроводами. Советский Союз в свое время прочно связал себя в этом отношении с Европой, а Китай в последние десятилетия вполне успешно окучивал энергетические поля в Африке, да и собственные ресурсы у него достаточно велики — к примеру, он занимает одно из первых мест в мире по запасам угля.


Но в этом году неприметно произошло одно важное событие: Китай, по данным Международного энергетического агентства, обошел Соединенные Штаты по потреблению энергии, хотя еще 10 лет назад американцы потребляли в два раза больше баррелей и киловатт, чем китайцы. Для Пекина, возможно, данная статистика представляет повод для некоторого беспокойства — никто не сомневается, что через десятилетие–два Китай обойдет США по ВВП, но пока американцы работают гораздо экономичнее. Для продавцов нефти и газа — это хорошая новость. В частности, для России.


В европейской прессе часто пишут о том, что ЕС попал в зависимость от «Газпрома». Однако хорошо просматривается и обратная зависимость. Сколько нервов и, главное, денег стоило Москве лобби двух новых газопроводов в Старом Свете — Северного и Южного потоков. Да вот других покупателей у российского монополиста просто нет. Проект по освоению гигантского Штокмановского месторождения, ориентированный на поставки сжиженного газа в Америку, заморожен, поскольку Штаты научились добывать «голубое топливо» из сланцев. Разворот трубопроводов вспять, как когда–то разворот сибирских рек, выглядел чудесным спасением.


В августе Владимир Путин в дальневосточном городе Сковородино открыл российский участок нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Российский премьер–министр сообщил, что через него будет поставляться 30 миллионов тонн нефти, а при расширении и все 50 (для сравнения: в настоящий момент в Европу поставляется около 120 — 130 миллионов тонн российской нефти). Вот–вот «черное золото» потечет на восток.


«Открытие трубопровода также является отражением сближения двух крупнейших в мире развивающихся экономических держав в сфере коммерции и политики после двух десятилетий сотрудничества, которое ограничивалось в основном поставками российского оружия в Китай и периодическим антиамериканским взаимодействием в международных организациях», — такую оценку событию дает американская «Уолл–стрит джорнэл».


После того как Китай распробует российскую нефть, вполне можно ожидать, что за ней последует и газ. Россия планирует начать этот бизнес с 2015 года. Глава минэнерго Сергей Шматко, сопровождающий Дмитрия Медведева в Поднебесной, рассказал, что стороны уже согласовали все условия поставок, кроме стоимости. Именно цена на газ не позволяет России выйти на китайский рынок уже много лет.


Пекин отказывается покупать газ по высоким ценам, «Газпром» же не намерен ее снижать, сказал в интервью Би–би–си глава компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Цена должна быть точно меньше 200 долларов за тысячу кубометров, «Газпром» же продает в Европу примерно по 305 долларов, поэтому морально концерну будет очень тяжело принять такую цену», — полагает эксперт.


Но у Китая довольно крепкая позиция на переговорах. Во–первых, страна получает большие объемы сжиженного природного газа из Австралии и Катара по цене всего около 145 долларов за тысячу кубометров. Во–вторых, буквально недавно в Поднебесную пошло «голубое топливо» по трубопроводу из Туркменистана.


Помимо естественной потребности в диверсификации рынков, Москва с помощью китайского контракта наверняка хотела бы припугнуть своих покупателей на западном направлении (газа–то на всех не хватит, «Газпром», по мнению многих экспертов, недостаточно вкладывает в разработку новых месторождений), но может получиться наоборот. В Европе многие страны уже строят терминалы по разжижению газа, чтобы принимать морем танкеры с более дешевым топливом от других поставщиков. Эту проблему сейчас активно решает и белорусское Правительство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter