Почему московский профессор приезжает на музыкальный конкурс в Столбцы

Труба зовет

Диплом с международного фестиваля духовой музыки в польском Лобезе еще не успел дойти до Беларуси (обычно поляки вначале вручают призы и кубки, а потом высылают гербово-бумажное к ним приложение), а оркестр столбцовского центра культуры «Витины», получивший звание лауреата, уже готовит новую программу — для своих зрителей.

ПЕРЕД земляками выступать ничуть не легче, чем за рубежом. Местные поклонники привыкли, что программа их знаменитого коллектива никогда не повторяется, и ждут от исполнителей очередного музыкального драйва. Вот и колдуют допоздна артисты, у которых полно дел и по основной работе, и дома, над репертуаром, разрабатывают самые сложные партитуры (их наберется уже больше трех сотен), играют со стилями и жанрами, прорабатывают трудную музыкальную ткань. Слушатели потом оценят их старания, не пожалев ладоней. На концертах Дом культуры обычно не вмещает всех желающих. Горожане знают: где духовые — там праздник.

Наверное, на любви к «духоподъемной» музыке сказываются местные традиции. Когда-то на Столбцовщине в каждой деревне имелся свой духовой оркестр. В советское время каждое хозяйство выходило на первомайские демонстрации маршем под бравурные звуки меди — приобрести музыкальные инструменты для предприятия считалось делом чести. По субботам около деревенского клуба собиралось несколько человек — обычно кларнетист, барабанщик, трубач, к которым примыкали и скрипачи. После уборки урожая через всю деревню проходил такой оркестрик, зазывая жителей центральной колхозной усадьбы на праздник. Ни одно 9 Мая тоже не обходилось без его музыкального сопровождения. 

А первое упоминание о столбцовском духовом относится к 1905 году. «Витины» ведут историю с 1956-го. В 1988 году коллективу присвоено звание «народный», а два года назад он получил премию специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, перечисляет награды и регалии художественный руководитель и заведующий духовым отделением Столбцовской школы искусств Александр Ничипорович:

— Попасть в оркестр для мальчишек-подростков было престижно. Теперь дети тоже к нам стремятся. В районе три образцовых духовых оркестра и один народный, больше, наверное, нигде в области нет такого количества титулованных. 

За президентский грант купили новые инструменты. Раньше на выступления ездили со склеенными и обмотанными скотчем. Теперь играют на «Ямахах» и «Рой Бенсонах». На инструментальную сторону и на костюмы всегда обращают внимание, где бы ни выступали. Красивый звук и зрелищность от этого зависят.

А еще на гастролях и конкурсах оркестрантов часто спрашивают, что означает их необычное название. Оно далеко от музыки, но близко к местам, где родился народный песняр Беларуси Якуб Колас. Это красивое слово понравилось бывшему заведующему отделом культуры райисполкома Анатолию Грекову, который создал много культурных проектов, являющих сейчас лицо района. Витинами когда-то называли небольшие торговые речные суда, возившие по Неману грузы до Кенигсберга. Зерно, пеньку, топленое сало, льняное масло переправляли только по высокой воде. Сложными были и условия навигации: русло Немана извилистое, с каменистыми перекатами и порогами. Местные крестьяне по приходу судов в Столбцы и Новый Свержень бросали работу у пана и нанимались бурлаками, потому что оплата за подъем одной витины вверх по течению равнялась полугодовому заработку у помещика. И сейчас, когда музыканты излагают эту историю, все удивляются: «Надо же, оказывается, бурлаки ходили не только по Волге». Так самодеятельные артисты пропагандируют и белорусскую историю.

– В 1995 году в областное управление культуры пришло приглашение поучаствовать в концерте на Красной площади, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной, — вспоминает Александр Ничипорович. — Профессиональные коллективы оказались заняты на официальных мероприятиях в Минске, поэтому предложили поехать нам. А там национальные оркестры Германии, США, Канады. Победный юбилей в Москве решили отпраздновать грандиозным марш-парадом и выступлением огромного сводного оркестра. Мы в грязь лицом не ударили и многое для себя почерпнули.

Там же, на Красной площади, Александр Анатольевич познакомился с Олегом Лебединским, профессором Военного университета Министерства обороны РФ и на то время дирижером Государственного духового оркестра России, который играл на скрипке, саксофоне, фортепиано, медных духовых, кларнете. Поборов стеснительность, Ничипорович в конце разговора предложил легенде духовой музыки наведаться в Столбцы. Олег Лебединский приехал в Беларусь вместе с духовиками из города Истра, где проводится знаменитый конкурс «Кубок Московии», Гран-при которого тоже имеется у столбчан. И буквально влюбился в наших ребят. С тех пор постоянно участвует в Международном конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Ивана Янковского «Золотая труба», проходящем в Столбцах, и возглавляет жюри. Причем на безвозмездной основе. 

Чтобы представить, какого масштаба личность не жалеет времени и сил для «Золотой трубы», скажем лишь, что Лебединский-дирижер исполнял со своими музыкантами все: от Баха до Свиридова. Причем в собственных аранжировках. Около двух десятков лет возглавлял Государственный духовой оркестр России, семь лет был художественным руководителем и главным дирижером Губернаторского оркестра Московской области. В Афганистане созданный им ВИА «Каскад» дал 350 концертов. Длинный список наград и благодарностей маэстро, славящегося неповторимым стилем и потому желанного и почетного гостя на международных конкурсах и форумах, пополнила Почетная грамота президента Российской Федерации. 

Александр Ничипорович вспоминает уроки маэстро:

— Олег Викторович любит повторять: «Дирижерское мастерство — в некотором роде гипноз. Артисту, который стоит спиной к залу, надо обладать мощнейшей силой, чтобы зрители не обсуждали его костюм или лысину. Чтобы зал слышал музыку».

И сам старается, стоя перед оркестром, посылать исполнителям импульс, который перерождается в музыку, а та в свою очередь, как заряд энергии, бьет в зал, в самую дальнюю стену и возвращается тебе в спину:

— Когда такой удар между лопаток есть — все сделано правильно. Если нет — увы.

Дружат «Витины» и с белорусскими талантами-профессионалами — профессором Белорусской академии музыки, кандидатом искусствоведения Борисом Ничковым, профессором Белорусского государственного университета культуры и искусства, президентом Белорусской ассоциации духовых оркестров и ансамблей Александром Коротеевым, которых приглашают в жюри. Александр Кремко, заслуженный артист Республики Беларусь, солист и дирижер Национального академического оркестра имени Жиновича, доцент университета культуры и искусства, преподаватель белорусских духовых инструментов, пишет им партитуры.

В музыкальных школах как водится? Не получился скрипач — его отправляют на флейту, не получилось на флейте — иди на тубу или вовсе никуда. Но директор Столбцовской школы Дмитрий Слесарчик уверяет:

— В прошлом году у нас на духовом отделении училось 80 детей, половина учащихся обязательно приходит в оркестр, где научат не только игре на инструменте, но в целом искусству духовой музыки. Это раньше можно было иметь пару маршей и популярных мелодий в запасе, а сейчас, если едешь на гастроли или конкурс, готовь и плац-концерт, и выступление мажореток, и оригинальную программу, обязательно с белорусскими произведениями. 

В ЭТОМ году Гран-при среди любительских коллективов на республиканском конкурсе духовых оркестров также достался «Витинам». Так что столбцовкая лодка, отправленная в путь без малого шестьдесят лет назад, уверенно плавает по музыкальному морю.

klimovich@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter