Труба в разрезе

Унеча — Вентспилс: самый короткий путь — безопасный!

Унеча — Вентспилс: самый короткий путь — безопасный!


В минувшую субботу мы побывали на «Зажынках» в Бешенковичском районе. На празднике начала уборки урожая, проходившем на землях хозяйства «Агро–Литвин», как полагается, вручную срезали первый сноп, напутствовали добрыми словами комбайнеров. Торжества проходили неподалеку от реки Улла, в которую около двух с половиной лет назад после аварии на нефтепроводе Унеча — Вентспилс вылились десятки тонн дизтоплива. Захотелось посмотреть, в каком состоянии сейчас находятся ее берега.


...В деревеньке Быцево, что ближе всего к месту разрыва трубы, до сих пор помнят тот тревожный мартовский вечер 2007–го. Немногочисленные ее жители, преимущественно пенсионеры, собравшиеся у автолавки в момент нашего приезда, наперебой стали делиться воспоминаниями.


— Когда мимо моего дома пронеслось полсотни автомобилей с белорусскими, российскими номерами, я сразу заподозрила неладное, — вспоминает Валентина Матора.


— Сначала подумали, что какие–то учения начались, — дополняет соседку Вера Горбачева, дом которой ближе всего стоит к месту аварии. — А позже узнали, что из нефтепровода, который лежит на пригорке за деревней, бьет фонтан.


Дизтопливо потекло в оросительный канал, а оттуда — в Ульянку (так в этих местах называют Уллу. — Авт.). Чтобы оно не попало в реку, на канале начали строить дамбы. Над Быцево повис стойкий нефтяной запах.


— Страшнее всего было, когда по берегам канала стали выжигать загрязненную траву, — делится впечатлениями Надежда Чеченец.


— Чернющий дым ветер нес прямо ко мне во двор, — вздрагивает Вера Горбачева, — мы очень боялись...


Деревня Мартиново находится на другом берегу Уллы, однако пригорок, где произошел разрыв трубы, оттуда отлично виден.


Сегодня на Ульянке следов аварии не найти. Даже берега оросительного канала, изрытые в 2007–м тяжелой техникой, заросли высокой травой. К слову, этой весной, когда размыло одну из построенных дамб, жители Быцево поймали в нем несколько щук. По словам Веры Горбачевой, экологи, периодически приезжающие в эти места и останавливающиеся в ее доме, исследовали воду из колодцев. И, к счастью, загрязнений, связанных с аварией, в ней не нашли. Но повторения ЧП местные жители не пожелали бы даже недругам. Наверное, поэтому так внимательно следили за новостями по телевидению, где говорили про перекрытую трубу. Напомним, сообщение, что на нефтепродуктопроводе «злые» эмчеэсовцы закрутили вентиль, новостные агентства распространили на прошлой неделе. Сейчас, когда прокачка возобновлена (топливо пошло вечером в минувшую пятницу), некоторые нюансы этой истории осмысливаются по–другому.


Вернемся на несколько лет назад. Еще в мае 2007–го фирма ROSEN Europe провела внутритрубную диагностику магистрального нефтепродуктопровода. Согласно отчету нидерландских специалистов, устранению подлежало 17.629 дефектов! Заметим, что это сведения, полученные независимым и авторитетным экспертом. В 2008–м российская специализированная диагностическая организация «Диаскан» провела перерасчет выявленных дефектов с учетом снижения рабочего давления. По этим данным устранению подлежало 3.288 дефектов, из которых больше тысячи — критические. ОАО «Юго–запад транснефтепродукт» — российской компании, владельцу трубопровода — предложили заняться делом и недочеты исправить. Логично: раз российская труба проходит по территории Беларуси да к тому же прохудилась, значит, за ее состояние должны отвечать собственники, а наши специалисты — экологи и спасатели — контролировать и помогать. Вообще же надзорные органы имели полное право действовать и жестче, учитывая масштабы предыдущих ЧП. Но рассудили иначе: не дело партнерам–соседям рубить сплеча. Лучше сесть за стол переговоров и попытаться найти компромисс.


В начале 2009–го в Госпромнадзоре провели совещание с участием руководства ОАО «Юго–запад транснефтепродукт». Говорили о необходимости форсировать работы. Впереди сезон дождей, к трубе будет сложно подобраться. Компания–собственник согласилась, что нужно «ускориться», их ремонтные бригады приступили к работе. С апреля по июль этого года оператор 3 раза проводил остановку нефтепродуктов. Но успели починить только малую часть. Поэтому 16 июля, за день до вступления в силу предписания МЧС, вызвавшего в СМИ столько эмоций, специалисты «Западтранснефтепродукта» и перекрыли трубу на профилактический ремонт. Понять позицию компании несложно: после двух происшествий на трубопроводе пришлось выплатить огромную компенсацию — больше 16 миллиардов белорусских рублей. Так что лучше остановить транзит и спокойно разобраться с дефектами, чем рисковать, ожидая, что в любую минуту может рвануть снова... 22 июля во время очередного совещания представители компании пообещали предоставить график устранения недостатков, рассчитанный до декабря 2009 года. Также они активизировали работы по ликвидации критических дефектов. Исходя из этого, Госпромнадзор и предложил «включить» нефтепродуктопровод — в любой момент, по желанию собственника. Выбор — за российским оператором. В компании, надо полагать, все еще раз детально взвесили и предпочли чуть подождать, чтобы устранить основные дефекты наверняка. В итоге труба заработала вечером 24–го. Сейчас топливо подается по нефтепродуктопроводу, параллельно продолжаются ремонтные работы...

 

На снимке: местный житель Михаил Журов показывает, где в марте 2007 года на месте аварии на нефтепроводе видел огненный столб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter