Труба раздора.

Почему, протянув газопровод за собственные деньги, человек должен отстаивать свои права на него?
Почему, протянув газопровод за собственные деньги, человек должен отстаивать свои права на него?

“Несколько лет назад за собственные средства провел газ к своему дому. Один на всей улице. Прошло несколько лет, и к трубе без нашего согласия подключилась соседка. Бесплатно. Разве это по-людски? Конфликт длится уже полтора года. И никто не может найти выход из сложившейся ситуации, — в письме, пришедшем в “НГ” от Евгения Григорьевича Козаченко из Рогачева, каждая строчка пропитана болью и обидой. — Приезжайте, разберитесь, выслушайте”. Остаться равнодушным к подобной просьбе было просто невозможно, поэтому корреспондент “НГ” решила отправиться в Рогачев и разобраться во всем непосредственно на месте конфликта.

Рискнул только один

— Почти целый год ходили с женой и уговаривали жителей нашей улицы Розы Люксембург: давайте создадим кооператив, получим 30-процентную субсидию от государства, проведем газ, — пригласив меня в дом, начал свой рассказ Евгений Григорьевич. — Все впустую. Хозяева пяти домов сразу отказались, остальные вроде за, но брать на себя организационные работы никто не захотел. Так дело с мертвой точки и не сдвинулось. Тогда дочки и предложили: “Папа, возьми льготный кредит под три процента и сам проведи трубу”.

Евгений Григорьевич так и поступил. Оформил все необходимые документы и сделал врезку с соседней улицы. Подготовительные земляные работы взяли на себя зять, сын и внук — траншею протяженностью более 160 метров копали собственными руками. Все это видели, но опять-таки желающих присоединиться не нашлось.

— В общей сложности газопровод нашей семье обошелся в 7 миллионов 200 тысяч рублей, — излагает суть дела Евгений Козаченко. — Ничего, справились, с кредитом потихоньку рассчитались.

Все упирается в схему

Спустя какое-то время к трубе Козаченко захотел подключиться еще один человек. По-соседски, по-человечески договорились, утрясли вопрос в горгазе, заверили у нотариуса бумагу о возмещении половины суммы.

— Больше никто не приходил и моего согласия не спрашивал, — возмущается наш читатель. — И вдруг смотрю в окно — копают яму возле калитки. Я к соседке Трофимовой: что здесь происходит? А та в ответ: “У меня решение райисполкома есть!”. Мне и сказать нечего, только руками развел. Отправил дочку, чтобы она потребовала копию выписки. Выяснилось, что решение было принято аж в сентябре. Меня никто поставить в известность не удосужился. Хотя газопровод проведен за мою пенсию и не числится ни на балансе райисполкома, ни на балансе горгаза.

Надо сказать, что обоснованность этих упреков не отрицают и в райисполкоме. Ситуация в некоторой степени действительно зашла в тупик.

— Несколько раз в разрешении на подключение газа Людмиле Валентиновне Трофимовой мы отказывали — предлагали договориться с соседом в индивидуальном порядке, — поясняет заместитель начальника управления по архитектуре и строительству Рогачевского райисполкома Дмитрий Боков. — Однако она обратилась в вышестоящие инстанции, ссылаясь на пункт 12 Указа № 368 “О мерах по регулированию отношений при газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан”, в котором написано, что “при подключении нового потребителя газа необходимо разрешение исполкома”. В результате пришло распоряжение — выдать соответствующую бумагу и сделать расчет. Хотя ситуация на самом деле неоднозначная. В документе сказано о газопроводах, которые строятся с привлечением бюджетных средств. В данном случае человек занимался прокладкой за свои деньги, и, по логике, райисполком не должен диктовать какие-либо условия и навязывать свое решение.

— И такого мнения мы придерживаемся до сих пор, — продолжает юрисконсульт райисполкома Людмила Барболюк. — Однако  ни в указе, ни в других нормативных документах подобные нюансы не оговорены.

Отсюда и масса проблем.

Впрочем, камнем преткновения в конфликте двух сторон стало не само разрешение на подключение к газопроводу, а сумма, которую должна была возместить нашему читателю соседка. Сразу возник вопрос, сколько все-таки платить? Ведь единого механизма расчета нет. В некоторых регионах разработаны свои инструкции, но они опять-таки касаются строительства с привлечением государственных средств.

— В облгазе, куда мы обратились за помощью, ответили, что не располагают специалистами такого уровня и произвести необходимый расчет не могут, — уточняет Дмитрий Боков. — Так что ничего другого не оставалось, как взять за основу существующие региональные инструкции — получилось примерно 748 тысяч рублей.

— Естественно с такой раскладкой я не согласился, — говорит Евгений Козаченко. — Посчитали все дома на улице и разделили сумму наших затрат на потенциальных двенадцать потребителей, когда на тот момент их было всего трое. Разве это справедливо? Я только за разрешение сделать ответвление от трубы кооператива заплатил 500 тысяч рублей.

Разночтения и противоречия

В результате стороны так и не смогли договориться и дело дошло до суда. Один иск подала соседка на горгаз, что тот не производит пуск газа. Второй — Козаченко на исполком с требованием изменить сумму. И оба иска были удовлетворены. Сначала решение о размере оплаты отменили, а потом подключили газопровод. При этом наш читатель еще и написал в областной госконтроль, по поручению которого уже произведен перерасчет суммы с учетом реального количества долей и индексом цен. Вышло, что остальным членам кооператива Людмила Трофимова должна выплатить в общей сложности шесть миллионов.

Корреспондент “НГ” побывала и у Людмилы Трофимовой. Позиция женщины непреклонна: она наотрез отказывается платить дополнительные деньги. Женщина считает, что во всем виноват райисполком. И уже написала на местную администрацию жалобу в область.

— Разрешение дали, 748 тысяч рублей перечислены на депозит суда, газ подключили. Чего тогда от меня хотят? — озвучила свою точку зрения Людмила Валентиновна. — Пускай теперь  разбираются сами.

Казалось бы, мелкий вопрос, решить который можно было в течение нескольких дней, — просто по-соседски договориться. Однако на данный момент он приобрел нешуточный масштаб и перерос в настоящий газовый конфликт, конца которому, увы, пока не видно...

По этому делу уже скопились целые тома переписки.  По сути, и наш читатель, и райисполком оказались заложниками непростой ситуации, которая возникла из-за несовершенства законодательства. Как поступать в случаях, когда газопровод строится за счет собственных средств граждан, по какой схеме производить расчет, если к существующей трубе собираются подключаться новые люди, — сегодня однозначной трактовки этих вопросов нет. Причем с подобными проблемами по мере подведения природного газа во все райцентры в последнее время стали сталкиваться не только в Рогачевском районе. Вывод напрашивается один: необходимо ликвидировать возникшие пробелы, расписать четкий механизм действия в соответствующей инструкции. Чтобы не возникало разночтений, документ должен стать понятным для всех. Пока же не будут внесены необходимые изменения, спорных моментов, подобных рогачевской истории, избежать вряд ли удастся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter