Труба о двух концах

В феврале 2004 года между Россией и Беларусью вспыхнул едва ли не самый острый за всю историю СНГ конфликт. Россия перекрыла «газовый кран». И не кому-нибудь, а стратегическому союзнику, с которым связана договорами о совместной охране границ и противовоздушной обороне.
В феврале 2004 года между Россией и Беларусью вспыхнул едва ли не самый острый за всю историю СНГ конфликт. Россия перекрыла «газовый кран». И не кому-нибудь, а стратегическому союзнику, с которым связана договорами о совместной охране границ и противовоздушной обороне. Конфликт удалось погасить в немалой степени благодаря осознанию в Москве того объективного факта, что обе страны связаны еще и общими трубопроводами – нефтяным и газовым, которые без добрых отношений между партнерами превращаются в металлолом. Альтернативный не значит лучший Какие уроки извлечены из «газового конфликта» годичной давности и не грозят ли нам его рецидивы? Будет ли вообще обеспечен нормальный экспорт российской нефти и газа? Эти вопросы приобретают особую актуальность в свете последних событий в Украине, где новая власть, мягко говоря, не относит российские экономические интересы к числу своих приоритетов. Нет нужды напоминать о том, что в нынешней ситуации, когда экспорт нефти и газа обеспечивает до четверти всех поступлений в федеральный бюджет, экономика и социальная сфера нашей страны оказываются в жесткой зависимости от бесперебойной доставки этих энергоносителей главным потребителям – государствам Центральной и Западной Европы. Учитывая, что ни по воздуху, ни по сети Интернет газ и нефть не переносятся, обеспечить поставки можно, лишь используя и по возможности модернизируя существующую с советских времен сеть трубопроводов и прокладывая (также по мере возможности) новые. Кратчайшие маршруты, по которым идут и могут быть проложены газо- и нефтепроводы на Запад, остаются неизменными: через Украину и Беларусь. Всякого рода попытки обосновать целесообразность прокладывания «альтернативных» путей (в частности, по дну Балтийского моря) вряд ли можно считать серьезными ввиду колоссальных, несоизмеримых с возможностями сегодняшней России расходов, которых потребовали бы подобные стройки. К тому же рассматривать такие трубопроводы все равно можно лишь как вспомогательные. Так, по данным зарубежной печати, широко разрекламированный в последние годы проект газопровода через территорию Финляндии и далее по дну Балтийского моря, сооружение которого в лучшем случае может завершиться в 2007 году, будет обладать пропускной способностью всего лишь в 20 миллиардов кубометров газа в год. Много это или мало? Сравним эту цифру с пропускной способностью белорусского маршрута. За период с 1999-го по 2003 год объемы прокачки газа из России через Беларусь на Запад возросли почти в полтора раза, достигнув 20 процентов всего нашего газового экспорта. В итоге в 2003 году по белорусской территории в страны Европы было прокачано 33,5 миллиарда кубометров российского газа, а в 2004-м, по предварительным оценкам, этот объем вырос до 35 миллиардов кубометров. Как видим, уже сегодня реальная пропускная способность действующих на белорусской территории газотранспортных коммуникаций на 75 процентов превышает возможности существующего пока лишь в чертежах и сметах балтийского трубопровода. А будет ли его строительство завершено в срок, то есть в 2007 году, еще большой вопрос. География с бухгалтерией По белорусской территории, помимо природного газа, проходит и почти 40 процентов всей поставляемой на Запад российской нефти. При этом белорусский маршрут транспортировки как газа, так и нефти имеет целый ряд преимуществ по сравнению с украинским. О чем идет речь? Во-первых, географически белорусский маршрут намного короче украинского, что позволяет экономить значительные средства не только на стадии строительства трубопроводов. Так, новый магистральный газопровод Ямал – Западная Европа, проходящий через Беларусь, почти на 500 километров короче украинской трассы. Во-вторых, согласно подписанному 3 года назад соглашению по газу Россия и Беларусь идут на важные взаимные уступки, которые выгодны обеим сторонам. Поставляя природный газ самой Беларуси по льготной по сравнению с Украиной цене, Россия в свою очередь платит Беларуси за его транспортировку на Запад по значительно меньшему по сравнению с украинским тарифу. То есть имеет место взаимная экономия средств. Простейший арифметический расчет показывает: повысив тариф на отпускаемый газ до «украинского» уровня, но одновременно будучи вынужденным рассчитываться за транспортировку газа по белорусской земле тоже по «украинским» ставкам, «Газпром» в чистом виде проигрывает. Конкретную величину этого проигрыша различные эксперты определяют по-разному, но в любом случае в год она составит не менее 440—450 миллионов долларов. Учитывая, что ОАО «Газпром» является одним из основных «доноров» российского федерального бюджета, можно сделать вывод, что в случае перехода на взаимные расчеты с Беларусью не по льготным, а по рыночным ценам проигрывает и наша государственная казна. Но это еще не все. Тариф за прокачку через территорию Республики Беларусь российской нефти в Польшу, а также в Литву и далее, к нефтяным терминалам латвийского порта Вентспилс, столь же значительно отличается от того, по которому приходится платить России за нефтяной транзит по украинской территории. Так, Беларусь применяет согласованные с российской стороной еще в декабре 1995 года тарифы, на основе которых прокачка тонны нефти на 100 километров пути, например в направлении западной границы Республики Беларусь, обходится российским партнерам всего в 41 цент, до границы с Украиной – 53 цента, в направлении Бутинге/Мажейкяй – 60 центов. Для сравнения: средний тариф по Украине до настоящего времени составляет 73 цента. Если же говорить о тарифах за прокачку российской нефти по территории Прибалтийских государств, то разница по сравнению с белорусскими тарифами составит уже 2,5 раза. Политическая геометрия Все вышесказанное отражает нынешнее состояние дел. Но при этом необходимо иметь в виду важнейший политический аспект, который был упомянут в самом начале статьи. Учитывая неоднократно декларированные внешнеэкономические и геополитические приоритеты нового украинского руководства, следует быть готовыми к возможным его шагам по усложнению условий транспортировки российских энергоносителей через территорию Украины. В этой ситуации льготные и благоприятные условия транспортировки нефти и газа через территорию Республики Беларусь становятся стратегическим фактором не только экономического, но и социально-политического благополучия России. Именно через белорусскую территорию (что опять-таки обусловлено объективными географическими причинами) возможно бесперебойное обеспечение топливом Калининградской области – важнейшего стратегического форпоста России. Попытка «газовой блокады» Беларуси год назад обернулась, помимо скандала с западными потребителями нашего топлива, еще и газовой блокадой (причем уже без всяких кавычек) российского Калининграда. В течение суток в разгар зимы город получал лишь одну тридцатую часть необходимого топлива. В результате в большинство домов областного центра перестали подавать горячую воду, а многие предприятия оказались на грани остановки. Согласно последним данным поставки российского газа в Литву достигли 3 миллиардов кубометров в год и полностью осуществляются через территорию Республики Беларусь. Кроме того, после окончательного закрытия по требованию Евросоюза Игналинской АЭС Литва планирует компенсировать недобор энергии за счет увеличения поставок все того же российского природного газа, объем которых к 2015 году должен возрасти втрое. Реализация этих стратегически важных для нашей страны планов опять-таки возможна только через белорусскую территорию. Наконец, в соответствии с недавними договоренностями, достигнутыми с руководителями газовых отраслей Беларуси и Литвы, через их территорию в 2005 году в Калининградскую область будет поставлено порядка 600 миллионов кубометров газа. И это еще одно свидетельство исключительной важности белорусского «газового транзита» для обеспечения геополитических интересов России.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter