Тройственный союз

Создать Таможенный союз, как это говорится, «с кондачка» — невозможно...

Создать Таможенный союз, как это говорится, «с кондачка» — невозможно. Процесс формирования любых экономических объединений требует тщательной подготовительной работы. Он совсем не похож на простое стирание линий внутренних границ. Завершившаяся на минувшей неделе в Минске ІІ Международная конференция «Таможенный союз: современность и перспективы» показала: проблем при формировании таможенного объединения трех стран сегодня немало, но в большинстве своем они носят технический характер и вполне решаемые.

Мы строили, строили…

С 1 января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля был введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Состоялся перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля, обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также технического регулирования. Эти решения не стали неожиданными для специалистов. План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС был утвержден главами государств еще два года назад и с тех пор неукоснительно выполняется.

Как заметил заместитель главы Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков, развитие интеграционных связей в рамках Таможенного союза, ЕЭП и СНГ — ныне важнейший внешнеэкономический и внешнеполитический приоритет Беларуси. «Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие и координацию действий таможенных органов Таможенного союза в обеспечении контроля за товарами и транспортными средствами для минимизации рисков нарушения таможенного законодательства, повышения эффективности таможенного контроля в Таможенном союзе», — пояснил он свою позицию. С ним солидарен и главный таможенник страны — глава ГТК Александр Шпилевский. «Каждая страна — участница Таможенного союза выигрывает от интеграции. Создание объединения — большое достижение трех государств и действенный шаг к единому таможенному пространству, что во многом повышает позиции каждой страны в конкурентной борьбе на международном рынке продукции и услуг, — отметил он. — От интеграции выигрывает экономика государств. Подтверждает это и положительная динамика товарооборота через белорусский участок таможенной территории союза».

Экономический эффект существования Таможенного союза сегодня пока еще сложно оценить — слишком мало времени прошло с тех пор. Но как заметил глава ФТС РФ Андрей Бельянинов, только с начала этого года товарооборот между Россией и Казахстаном увеличился на 37,5 %, а между Россией и Беларусью — на 42,7 %.

Ранее озвучивались не менее оптимистичные оценки. Так, по расчетам российского Института народно­хозяйственного прогнозирования РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 году составит примерно $ 400 млрд. К этому же времени государства — участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15 % прироста ВВП. В любом случае, когда речь идет о возможностях повышения в среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5—2 раза за счет восстановления кооперационных связей и общего экономического пространства, хуже от экономической интеграции трех стран точно не будет.

Не без огрехов

Между тем сложностей при строительстве Таможенного союза сегодня немало. В частности, как отметил в ходе конференции Андрей Бельянинов, в России таможенные службы в некоторых регионах уже работают на пределе своих возможностей. И даже в тех моментах, где таможенники могут работать быстрее, к примеру, за счет внедрения высоких технологий, все равно остаются вопросы. В частности, в ФТС высказывают обеспокоенность отставанием в развитии дорожной инфраструктуры в России на фоне роста объемов товарооборота в Таможенном союзе. «Российская инфраструктура как по железнодорожным, так и по автомобильным перевозкам уже сегодня работает на пределе своих возможностей, — говорит Андрей Бельянинов.— Нам надо серьезно задуматься, как развивать железные дороги, автомобильные, чтобы обеспечивать растущий товарооборот». В России в настоящее время для преодоления этой проблемы выведено таможенное оформление из Москвы, в 2,5 раза уменьшено таможенное оформление в Московской области. Но товарные потоки идут все более активными темпами, особенно это наблюдается в северных регионах России — Ленинградской и Псковской областях. Там объем грузоперевозок в абсолютном выражении вырос, а инфраструктура на фоне этого отстает в развитии…

Этой проблемой, пусть пока и не настолько острой, как в России, сегодня крайне озаботились и в Беларуси,  ведь теперь наша западная граница стала внешней границей Таможенного союза и, как показывает статистика, ввоз через нее товаров из ЕС вырос значительно. Как констатируют в ГТК, пропускная способность белорусских пунктов пропуска должна постоянно увеличиваться. Так, открытие на минувшей неделе нового ПП «Домачево» на белорусско-польской границе позволило увеличить пропускную способность в этом месте более чем до 2 тыс. машин. «В настоящее время проводится модернизация и реконструкция действующих пунктов пропуска: «Песчатка», «Григоровщина», «Привалка», «Урбаны», — отметил Александр Шпилевский. Как ожидается, на каждой из этих точек пропускная способность увеличится минимум вдвое.

Позволит сократить очереди на границе и внедрение «электронной таможни», что скоординирует действия таможенных служб трех стран. Предварительное декларирование, как уже показала практика, способно серьезно влиять на временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности за счет оптимизации персонала таможенных постов пропуска. В нашей стране подобная автоматизированная система электронного предварительного информирования была введена сравнительно недавно и, как отмечают в ГТК, продемонстрировала свою эффективность. Таможенные операции в отношении 30 % товаров с использованием информации, поступившей в таможенные органы до прибытия товаров, сократились во времени до минимума. Как отмечают в ГТК, к концу 2012 года она станет использоваться более широко. «Количество товаров, в отношении которых предоставляется предварительная информация, должно быть не менее 90 %, а время, затрачиваемое на пропуск товаров через границу, должно сократиться в 1,5 раза», — рисует перспективы Александр Шпилевский.

Бизнес тоже не всем доволен

«Мы опрашивали наши членские организации, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, а их в структуре нашего союза порядка 90 %, и буквально все подтвердили: Таможенный союз — это важно, нужно и серьезно упрощает жизнь. То есть если оценить существование союза с точки зрения бизнеса, то это правильное направление движения наших стран друг к другу», — говорит председатель правления Белорусского союза предпринимателей-нанимателей имени М. Кунявского Георгий Бадей. Вместе с тем глава предпринимательского объединения подчеркивает: Таможенный союз с точки зрения внутреннего содержания должен быть хорошо продуман, чтобы и соответствовать всем экономическим реалиям нашего времени. Но в этом моменте оказалось не без огрех. «Я изучил Таможенный кодекс ТС и очень удивился: в этом важнейшем документе даже не сформулировано, в чем заключается таможенная политика в этом объединении! Хотя, замечу, в Таможенном кодексе Республики Беларусь эта позиция была четко обозначена…» — разводит руками глава предпринимательского союза.

Вопрос, который сегодня немало озаботил белорусские компании, работающие с иностранными партнерами, — это перевод института «добросовестного участника внешнеэкономической деятельности» в новый статус. Не так давно более 600 таких белорусских компаний стали называться, согласно новым нормам унифицированного таможенного законодательства , «уполномоченными экономическими операторами Таможенного союза». Все бы ничего, но перемена мест слагаемых привела к изменению суммы. Таможенный кодекс ТС заменил многие применявшиеся ранее административные рычаги на экономическое регулирование. В частности, новые таможенные правила, как и прежде, допускают работу «на доверии», но уже под финансовые гарантии — от денежного залога до применения договора страхования. В связи с этим добросовестные участники внешнеэкономической деятельности сегодня критикуют нововведения, считая финансовые инструменты слишком обременительными для малого и среднего бизнеса. По подсчетам предпринимательских объединений, в 2010 году внешнеторговую деятельность осуществляли 15 тыс. субъектов МСБ, и, понятное дело, многие из них в перспективе желали бы получить статус добросовестных компаний. Но это удовольствие для большинства теперь явно не по карману.

Белорусских предпринимателей смущают и некоторые другие новшества в таможенном законодательстве. С 2010 года в Республике Беларусь и Республике Казахстан в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом, который включает более 11 тыс. товарных позиций. Но не все таможенные пошлины удовлетворяют белорусских производителей. В этом смысле показательным стал пример отечественного производителя нижнего белья и корсетных изделий ОАО «Милавица». Этот производитель ввиду отсутствия необходимого для производства сырья на внутреннем рынке активно закупает его за рубежом. Но парадокс ситуации заключается в том, что таможенная пошлина на сырье недавно стала выше, чем на готовые изделия. «Тем самым новые тарифы, по сути дела, стимулируют ввоз готовых изделий на территорию стран Таможенного союза. Такие разночтения выгодны импортерам, но не производителям. И получается, что компании оказываются не в состоянии экспортировать свою продукцию в страны ЕС, потому что таможенная пошлина заметно утяжеляет ее стоимость. Мы считаем, что таможенный тариф должен подчиняться экономическим законам и интересам государства», — поясняет свою позицию Георгий Бадей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter