«Тройка» против «тройки»

ЕВРАЗИЙСКАЯ экономическая комиссия (ЕЭК) составила условный антирейтинг стран, применяющих ограничительные меры против товаров Таможенного союза (ТС). На первом месте оказались Евросоюз и США, на втором — Украина, а замыкает тройку Узбекистан. Сколько недополучает ТС в результате такого притеснения, сейчас подсчитывается. Однако только от украинских ограничений, по данным делового информагентства РБК Daily, ущерб составляет порядка 200 млн. долл. в год.

Кто мешает Таможенному союзу Беларуси, России и Казахстана?

ЕВРАЗИЙСКАЯ экономическая комиссия (ЕЭК) составила условный антирейтинг стран, применяющих ограничительные меры против товаров Таможенного союза (ТС). На первом месте оказались Евросоюз и США, на втором — Украина, а замыкает тройку Узбекистан. Сколько недополучает ТС в результате такого притеснения, сейчас подсчитывается. Однако только от украинских ограничений, по данным делового информагентства РБК Daily, ущерб составляет порядка 200 млн. долл. в год.

Всего по отношению к странам ТС применяется 105 ограничительных мер, большая часть из которых (44) являются антидемпинговыми (также 13 приходится на акцизы, 12 — на санкции экономического характера, по 5 — на административные барьеры и дополнительные сборы, 4 — на квотные ограничения и др.). На долю стран дальнего зарубежья приходится около 62 процентов ограничений. Лидерами являются страны ЕС и США (по 18 мер).

К примеру, ЕС применяет антидемпинговые меры (всего 6) в отношении трубной, химической продукции, запрещает ввоз шкур рыси и волка, а также ограничивает поставку зерновых, текстиля и товаров ядерного цикла. Немало проблем для стран ТС создает и необходимость регистрации в Европейском химическом агентстве продукции (система REACH).

США применяют экономические санкции (8 мер) к белорусским товарам, антидемпинговые меры в отношении химической и металлургической отраслей России и Беларуси, а также значительно ограничивают импорт оружия из России. Не менее негативный эффект на товары ТС оказывают и ограничения, применяемые Индией (8 мер в отношении химической продукции) и Китаем (6 мер, в основном химическая продукция).

На страны СНГ приходится 38 процентов ограничительных мер. Ближайшая российская соседка Украина применяет 16 мер, 10 из них — антидемпинговые (в отношении древесноволокнистых плит, стекла, метанола и др.). Не меньше препятствий чинит и Узбекистан, применяющий чуть меньше ограничений, чем Украина (всего 15 мер). Однако Узбекистан применяет дискриминационные акцизы в отношении более чем 400 товарных позиций (мука, кондитерские, мясные и колбасные изделия, растительные масла, сахар, пиво). Так, к примеру, для молочной продукции стран ТС установлен акциз в размере 70, колбасных изделий — 30 процентов.

Помимо прочего, у Узбекистана довольно большое количество административных мер воздействия. Так, на территории страны конвертация валюты в СКВ (свободно конвертируемая валюта) задерживается в среднем на срок от 3 до 12 месяцев, при этом получение потребительских кредитов возможно только для приобретения товаров местного производства. По экспертным оценкам, из-за валютной проволочки экспортеры сильно проигрывают финансово (в среднем на 10—12 процентов меньше возможного дохода).

Жалуются и сами участники рынка. «Узбекистан в целом имеет особые подходы, там довольно жесткая система защиты внутреннего рынка. И мы получаем жалобы от членов нашего союза», — говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. По его словам, различные ограничительные меры также активно вводят Азербайджан, Грузия и Армения, из западных стран — ЕС. «Даже спорный вопрос, кто больше препятствий чинит — ЕС или Узбекистан», — добавляет Даниленко.

Подсчет недополученного дохода ТС вследствие применения различных ограничительных мер сейчас проводится, говорит министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. По его словам, только от украинских ограничительных мер в торговле ущерб для ТС составляет порядка 200 млн. долл. в год. Всего на данный момент проводится 7 расследований (5 антидемпинговых, 1 специальное защитное, 1 в отношении установления дискриминационных действий).

Впрочем, количество ограничений должно уменьшиться из-за вступления России в ВТО. Например, антидемпинговую меру США (пошлины в размере 253,98 процента) в отношении той же аммиачной селитры можно будет оспорить, говорит аналитик Константин Юминов. США также обещали отменить после президентских выборов и поправку Джексона—Вэника.

Ряд споров действительно можно урегулировать на площадке Женевы, соглашается вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло. Однако механизм урегулирования торговых споров в рамках ВТО долгий и занимает годы, констатирует эксперт.

А упущенная выгода и даже прямой ущерб для стран ТС растет быстро, добавим мы.

«БН» — по материалам интернет-источников

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter