«Троянский конь» на запасном пути?

Очередная волна интереса к последнему русскому царю с новой силой вспыхнула десять лет назад, в 2000-м, когда в городе при ремонте старого здания по улице Пионерской рабочие нашли завернутый в кусок материи парадный портрет императора.

Ставить ли в Могилеве подаренный Москвой памятник Николаю II…

Очередная волна интереса к последнему русскому царю с новой силой вспыхнула десять лет назад, в 2000-м, когда в городе при ремонте старого здания по улице Пионерской рабочие нашли завернутый в кусок материи парадный портрет императора.

— То ли это было простым стечением обстоятельств, то ли знаком свыше, но находку обнаружили 14 августа — в день канонизации Николая II, — вспоминает сестра Ефросинья из Свято-Никольского женского монастыря. — Когда после ремонта пригласили священника освятить помещение, и для этого понадобилась икона, тогда и вспомнили о портрете императора. А потом верующие попросили передать портрет Могилевской православной епархии.

Хотя в отличие от православных канонов Николай II был изображен на холсте в полный рост, портрет освятили и установили на левом клиросе монастырского храма как икону. Добавив от себя только одну деталь — нимб над головой. «Поклониться ему приходят многие могилевчане, — поделилась сестра Ефросинья. — Один прихожанин даже утверждал, будто эта икона помогла ему исцелиться от тяжелой болезни. Но мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть этот факт».

Еще одну реликвию, связанную с историей царской семьи, бережно хранят монашки. Это дореволюционный пятирублевик, который принес в монастырь местный житель Семен Халипов. «Он рассказал, что, когда был маленьким мальчиком, государь заговорил с ним в храме. Узнав, что отец ребенка погиб на фронте, император дал ему монету. Мужчина всю жизнь хранил ее как самую дорогую реликвию, а потом передал монастырю», — рассказывает сестра Ефросинья.

Бюст Николая II пылится в запасниках музея
Верующие почитают нового святого. Трижды в году — в дни рождения, гибели и канонизации императора — православные идут крестным ходом от монастыря к строящемуся в честь царя храма Святых Царственных Мучеников, всех Новомучеников и Исповедников ХХ века.

А вот у светских людей бурную дискуссию вызвала даже вероятность установки памятника Николаю II.

— Могилев многие знают как город, где в 1915—1917 годах располагалась Ставка Верховного Главнокомандующего Российской армией, которая переместилась сюда из Барановичей. У туристов, например, есть неподдельный интерес к этому периоду истории. Они всегда спрашивают, какие здания сохранились с дореволюционных времен, где жила царская семья, что плохого в том, если на каком-то знаковом месте города будет установлен бюст самодержцу, — говорит председатель Могилевского областного общественного объединения «Русский дом» Юрий Волобуев.

— Например, рядом с памятником борцам за Советскую власть, где когда-то стоял дом губернатора, в котором и располагалась Ставка? — продолжает могилевский историк, руководитель кафедры археологии МГУ им. Кулешова Игорь Марзалюк. — Если бы восстановили само здание — да, это было бы лучшим подарком для горожан. Возможно, там нашлось бы место и для экспозиции, посвященной Николаю II. А так — какие основания устанавливать памятник царю, ввергнувшему страну в пропасть, на время правления которого пришлись три революции? Жестоко? Но слабым монархам всегда отрубали головы. Меня, как историка и горожанина, куда больше порадовал бы памятник губернатору Александру Дембовецкому, который многое сделал для развития Могилева.

Одни предлагали от бюста самодержца не отказываться — ведь за него уже «заплачено» администрацией Восточного округа Москвы. Другие в таком подарке видели «троянского коня»: нет ли здесь потайного смысла? Ведь можно расценить сей факт и как оскорбление национального самосознания: мы же белорусы! Третьи вообще задавались вопросом: а такое ли большое значение имеет сама Ставка для истории вообще и Могилева в частности?

Мистики провели еще и такую параллель: в XVII веке Михаил Романов, положивший начало новой династии, был помазан на царство в Ипатьевском монастыре. Последние дни своей жизни Николай Романов провел в доме Ипатьева.

Газеты того времени писали, что царь любил коллекционировать подковы и под их коллекцию отдал целую комнату. Быть может, все-таки верил в счастье?…

Самые «памяркоўныя» советовали: бюст надо брать, но определить ему место в какой-нибудь галерее. В итоге они оказались и самыми прозорливыми: подарок москвичей второй год хранится в запасниках музея истории Могилева.

— Планируем сделать экспозицию, посвященную Ставке, — поделился планами директор музея Сергей Климов. — Правда, когда этот проект будет реализован, сказать трудно. Прежде предстоит отремонтировать выделенное для этого здание. А денег пока нет.

Великие княгини любили прогуляться по Большой Садовой
— Хотим мы этого или нет, но история города все равно неразделима с именем Николая II, — философски замечает заместитель мэра Могилева Федор Михеенко. — Например, в областном драматическом театре и сегодня одну из лож называют царской, так как именно ее резервировали для государя.

А экскурсовод Людмила Супиталева рассказала, что в туристической прогулке по городу у нее всегда присутствует царская тема. «В первую очередь показываю здание железнодорожного вокзала. Отсюда была проложена колея, где в специальном вагоне жила семья Николая II. Помнит государя и поселок Полыковичи — туда он добирался по Днепру на прогулочном катере и жертвовал местной церкви Святой Параскевы деньги. Последний монарх России также выезжал в Буйничи, где до революции действовали два монастыря, а в Могилеве часто молился у чудотворной иконы Могилево-Братской Божией матери в Богоявленском соборе. А к Свято-Никольскому монастырю, куда также любил заходить государь, за счет его личных средств была проложена дорожка».

Дом, где находилась Ставка, не сохранился. До наших дней «дожило» только здание, в котором размещалось управление дежурного генерала, начальника военных путей сообщения и военно-морского управления. Теперь здесь областной краеведческий музей.

Судя по воспоминаниям очевидцев, Александра Федоровна вела полузатворнический образ жизни и редко покидала свою «резиденцию» на рельсах. Великие княгини, напротив, радовались, что можно не соблюдать этикет и свободно прогуливаться по Большой Садовой, которая в советское время была переименована в Ленинскую. Девушки заходили в галантерейный магазин Бернштейна, покупали украшения и товары для шитья. Нынче на том же месте — продуктовый магазин «Перекресток». Царевичу Алексею тоже нравился Могилев: для наследника престола организовывали игры с местной ребятней.

Царская семья даже планировала купить имение помещиков Салтыковых в Солтановке под Могилевом, но не сложилось. Началась февральская революция, и Николай II выехал в Петербург. И вновь вернулся в Могилев уже не императором, а полковником Романовым...

Гибель предсказана судьбой?
А потом круг истории замкнулся. Последний русский государь прибыл в Могилев в августе 1915-го, а в холодном марте 1917-го покинул город навсегда. Как оказалось, это было начало пути всей царской семьи на голгофу. В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года Николай II, его жена и дети были расстреляны.

— Император был фаталистом и верил в судьбу, — считает Людмила Супиталева. — Исход его жизни предсказывали многие ясновидящие, о чем пишет Борис Романов в своей книге «Роковые предсказания России». Еще в апреле 1891 года, будучи цесаревичем, трудное и трагическое царствование Николаю Александровичу пообещал японский монах Теракуто.

Спустя пять лет, во время путешествия с женой по Англии, некто астролог Луис Хамон рассчитал по дате рождения и имени звездный гороскоп Николая II. Выходило, что судьба анонимно обратившегося к нему господина будет тесно связана с кровопролитными войнами, а сам он и его семья — убиты. Но самыми правдивыми, возможно, были слова монаха Авеля, написавшего послание «царю, который будет править через сто лет». После прочтения бумаги имя ясновидца нельзя было упоминать в российской печати.

Ну а после того, как Николай II прочел последнее предсказание старца Серафима Саровского, он не раз говорил, что до 1918 года не будет бояться смерти. Когда же пробил час, пишет Борис Романов, «даже не попытался спасти себя и свою семью».

Светлана МАРКОВА, «БН»
Фото Ирины САВОСИНОЙ
НА СНИМКЕ: Николай II возле могилевской Ратуши; Свято-Никольский монастырь, в который любил заходить Николай II; с цесаревичем Алексеем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter