Сотрудники ГАИ помогали водителям завести заглохшие машины

Трос, мороз и автокросс

Некоторые хозяева авто до сих пор считают, что с приходом минусовых температур достаточно лишь сменить покрышки с летних на зимние. Однако их опытные коллеги знают, что на заснеженной дороге никто не застрахован от автополомки. По словам синоптиков, морозы на уходящей неделе — лишь тренировка перед ожидающимися в феврале. Что нужно знать, чтобы остаться «на ходу»?


Красный Крест спешит на помощь

На 17-м километре трассы Минск — Витебск заглохла фура: замерзло топливо. Тридцатилетний водитель три дня провел в кабине. Две ночи работал автономный отопитель, на третьи сутки замерз и он. Вовремя подоспели волонтеры Красного Креста. Подошли к кабине и увидели свет телефона, водитель был настолько замерзший, что еле смог открыть дверь. Волонтеры напоили его горячим чаем в своей машине и отвезли в хостел. 

— Мы реагируем на низкие температуры и отправляем наши отряды по основным направлениям, откуда могут ехать фуры, потому что значительная часть тех, кому мы оказываем помощь, — именно водители большегрузов, — рассказывает Артем Арешко, главный специалист Минской городской организации БОКК. — Например, в минувшую субботу на выезде было 5 экипажей. Всего 15 человек. В основном работа по такому направлению ведется вечером. Мы ездим обычно с восьми и порой до поздней ночи. 

Эвакуаторы с места не сдвинулись

Многие владельцы авто из моего двора решили оставить свои машины и отправиться на работу на общественном транспорте. Среди них — Николай, который работает на фабрике за городом. В его Renault Sandero стоит еще родной аккумулятор. Но мужчина уверен, что мороз его «убил»: 

— Придется ехать на метро и автобусе.

Чуть дальше, на выезде со двора, вижу водителей, которые склонились над мотором старенького Opel. 

— Да, два дня не заводил, стояла без дела. Сейчас вот ехать нужно — не заводится, — сетует хозяин авто. — Молодой аккумулятор, всего два года. Но, видимо, нынешнего большого мороза не выдержал.

Помогают автомобилистам справиться с «отказными» машинами и сотрудники ГАИ. На днях на столичной улице заглох МАЗ. Оказалось, что в машине замерзло топливо. Водитель уже успел позвонить коллегам и попросил привезти фильтр для возможного решения проблемы. Сотрудники ГАИ предложили водителю погреться в их машине, а сами принялись регулировать движение.

— В часы пик закрытие одной дорожной полосы может вызвать затор, — говорит инспектор ДПС ОГАИ Московского РУВД города Минска Илья Шароха. — Когда привезли топливный фильтр для МАЗа, мы с напарником помогли его поменять.

Инспектора за эти морозные дни выручили не одного водителя. В основном проблема в том, что глохнет двигатель. Сотрудники ДПС, говоря на дорожном сленге, дают прикурить: соединяют проводами АКБ двух машин, и заглохший мотор запускается. Однако это радостный сценарий. Но такой финал бывает не всегда:

— Был случай, когда двигатель не удалось запустить даже с нашей помощью. Тогда мы взяли авто на буксир и доставили на стоянку по месту жительства владельца.

А вот что сообщили в одной из  служб эвакуации: 

— В начале этой недели было очень много вызовов на прикуривание. Но проблема в том, что некому было брать заказы — многие эвакуаторы сами не заводятся, когда на улице больше минус 20.

Не обошел мороз и общественный транспорт. Например, в телеграм-канале «Минсктранса» появлялись сообщения, что движение того или иного троллейбуса остановлено из-за повреждения контактной сети. Из-за низких температур провода рвутся. На починку может уйти и больше часа. В Бресте общественный транспорт подготовили к морозам.

— Мы посмотрели, что будет большой минус, и закупили дизельное топливо «Арктика», — рассказывает Андрей Матус, главный инженер коммунального унитарного предприятия «Брестский общественный транспорт». — Привоз топлива у нас каждые трое суток. Поэтому наши автобусы в пути глохнут. Зато есть сложности иного рода. Мы не имеем права выпустить автобус, троллейбус из автопарка, если есть неисправность. А до 90 % проблем именно с пневматической системой в дверях. То есть они замерзают и не открываются. 

Пока горит свеча

Старший инспектор по административной практике отдела ГАИ УВД администрации Ленинского района города Минска капитан милиции Олег Грабун говорит, что помочь машине с дизельным двигателем в холода могут теплый гараж, установка систем предпускового подогрева двигателя, топливных фильтров и использование присадок-антигелей, ну и, конечно, качественное зимнее топливо. Однако если гаража нет, подогревом транспорт не оборудован, а заливать в бак примеси запрещено, инспектор рекомендует выполнять следующие действия:

— Перед запуском необходимо прогреть цилиндры, активировав свечи накаливания. Для этого нужно повернуть ключ в замке зажигания, после чего загорится индикатор работы свечей (в виде спирали). Затем нужно ожидать, пока индикатор не начнет сигнализировать, что прогрев завершен. На многих авто индикатор в этом случае попросту затухает. При этом важно соблюдать одну рекомендацию: даже если индикатор потух, не следует сразу заводить мотор. Нужно выждать, чтобы раздался характерный щелчок реле, указывающий на отключение (напряжение на свечи не подается). 

После того как прозвучал щелчок, необходимо еще раз активировать свечи накала. Затем снова выждать до щелчка, после чего повторить процедуру в третий раз. Однако после того как потухнет индикатор свечей, щелчка больше ждать не нужно. Следует сразу заводить двигатель, так как камера сгорания прогрета должным образом. 

— Если дизель исправен, топливо и масло не загустели, АКБ нормально заряжена и свечи накала рабочие, тогда дизельный двигатель должен завестись без проблем. Если все-таки ваше авто не завелось даже после прогрева при помощи свечей, следует проверить сами свечи накаливания, состояние топлива, а также воздушный и топливный фильтры, — советует Олег.


Минус дает плюс

Погода влияет на стоимость поездки в такси. Так, в столице поездка от Уручья до Грушевки в утренний час пик была в районе 17 рублей, обычно около 10. Чуть дороже оценивался маршрут из Каменной Горки до железнодорожного вокзала, в то время как в не слишком морозный день это 7 рублей. В барановичской службе такси сказали, что в минус 22 заказов заметно прибавилось, а машин не хватало. Жители райцентра говорят, что цена поездки возросла на 2—3 рубля. 

Дать правильно прикурить

Полностью исправный автомобиль не должен «замечать» первые 15 градусов ниже нуля. Такой «запас прочности» подразумевается самой конструкцией современных транспортных средств. Но что если состояние машины уже не идеальное и ударили сильные морозы? 

— Для того чтобы прикурить автомобиль от другой машины, необходимо, например, красным проводом соединить между собой плюсовые клеммы аккумуляторов, минусовую клемму «донора» закрепляем на «массе» металла авто, где села батарея. Снимаем в обратном порядке — вначале «минус», затем «плюс». Иными словами, порядок отсоединения кабелей обратный порядку их подключения. Лучше, когда этим занимаются двое, — поясняет инспектор ДПС ОГАИ Московского РУВД города Минска капитан милиции Виталий Сычевский.

Этот способ особенно подходит для машин, которые нельзя брать на буксир (с автоматической трансмиссией). 

Замерзание технических жидкостей — еще одна серьезная проблема. 

— При покупке стеклоомывающей жидкости нужно обращать внимание на указания производителя о минимально допустимой температуре, при которой она не замерзает, — советует Виталий Сычевский.

Также следует поменять заранее и щетки стеклоочистителя — старые дворники будут лишь размазывать грязь, а зимой чаще приходится ездить в темное время суток, когда сильнее устают глаза и тяжелее сохранять концентрацию. От обильного количества реагентов на улицах машины моментально покрываются характерной пленкой. Мокрый асфальт сам по себе поглощает свет фар, что снижает видимость на дорогах, а загрязнившиеся от химических смесей фары невозможно очистить даже омывателем.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter