О развитии экотуризма на особо охраняемых природных территориях

Тропу туристу

Устав от жизни в «каменных джунглях», люди сегодня ищут возможность побыть наедине с природой: послушать голоса птиц, сплавиться на байдарках, побродить по лесу с фоторужьем... А у нас ведь такой богатый потенциал для экотуризма. Почти 8,8% площади страны — это особо охраняемые природные территории: 1.275 заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы. Но одно дело — наличие ресурсов. И другое — создание полноценного туристического продукта и его раскрутка, в том числе на международном рынке. Об этом шла речь на недавней совместной коллегии министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды и спорта и туризма.


В Минприроды уверены, что сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и развитие экотуризма — вовсе не взаимоисключающие вещи. Скорее наоборот. С одной стороны, экотуризм просвещает, заинтересовывает в сохранении уникальных мест и способствует развитию регионов, с другой — сам по себе аргумент против попыток использовать заповедные территории в каких–то иных хозяйственных целях. Впрочем, пока богатейший потенциал используется менее чем на треть, считает заместитель министра Игорь Качановский: «Да, Беловежская пуща, Браславские озера, Березинский биосферный заповедник, национальные парки «Припятский» и «Нарочанский» уже стали туристическими брендами. Но большими ресурсами обладают и заказники. В том числе «Средняя Припять» (ее ученые из Германии назвали «белорусская Амазонка»), «Ричи» («европейский Байкал»), «Споровский» (крупнейшее в Европе место обитания находящейся под угрозой исчезновения вертлявой камышевки), «Ельня» («международный аэропорт» для перелетных птиц)...» Конечно, и там появляются экомаршруты, в том числе велосипедные, создаются экотропы, строятся информационные центры, предлагаются новые для нашей страны направления: от экскурсий на болотоступах до наблюдения за зубром. В заказниках «Средняя Припять» и «Ольманские болота» можно даже заказать прокат плавдачи. Но... Зачастую это лишь отдельные красочные мероприятия, о которых потенциальный турист не наслышан. Потому и прибыль минимальная. За 6 месяцев заказники посетило более 40 тысяч человек (из них свыше 6.000 иностранцев). При этом доход от экотуризма составил всего 1,5 млрд рублей. А некоторые заказники не заработали практически ничего...

Причин, считают в Минприроды, несколько. Кадровый голод (во многих природоохранных учреждениях просто не хватает сотрудников со знанием иностранных языков, нет специалистов, умеющих формировать и продвигать турпродукт). Слабая инфраструктура. Низкая заинтересованность со стороны местных органов власти и населения... Хотя, по мнению Игоря Качановского, это направление вполне может быть «локомотивом» развития регионов. Новые рабочие места, попутный повышенный спрос на услуги общепита, гостиниц, туристические достопримечательности, сувениры и так далее — это в идеале. Что на деле? Директор Департамента по туризму Минспорта Елена Перминова зачитывает замечание туристов, найденное в интернете: «Спасибо за приятное воспоминание о чудесной поездке на Нарочь... За исключением питания. Поужинать удалось только на въезде в Мядель. Если бы не магазин и ссобойка, умерли бы здесь с голоду». А ведь это комментарии россиян, которые дают нам 70% экспорта туруслуг!

Спору нет, вопросы развития экотуризма нужно решать в комплексе. В тесном взаимодействии между государственными природоохранными учреждениями, профессионалами рынка туруслуг, местными органами власти и населением, в том числе владельцами агроусадеб. Тогда и отдача будет совсем другая. Причем координаторами турпакетов должны выступать именно природоохранные учреждения: заключать договора с владельцами агроусадеб, точек общепита, экскурсоводами... В некоторых заказниках, к слову, уже начали формировать сеть гидов из местных жителей. А для турфирм, организующих путешествия на особо охраняемые природные территории, предусматриваются налоговые льготы и льготное кредитование. Планируется и создание единого интернет–портала об экотуризме в Беларуси. Такого, на котором можно будет также приобрести путевку через систему электронных платежей. Среди других предложений — широкое использование «безвизового механизма». Он уже действует в Беловежской пуще. А недавно Президент подписал указ о безвизовом посещении туристами Августовского канала. На очереди — вопрос о безвизовом въезде в Беларусь для туристов из примерно 80 стран. Заместитель министра спорта Михаил Портной уверен: вклад туротрасли в экономику государства должен быть гораздо больше, чем нынешние 0,7%.

Но не ударит ли развитие экотуризма по биоразнообразию? Специалисты утверждают: при должном контроле от притока организованных туристических групп вреда природоохранным территориям не будет. Другое дело — неконтролируемый поток туристов летом. К сожалению, не все едут в заказник наслаждаться красотами природы...

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 170 (25052). Вторник, 6 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter