Тропики в пойме Свислочи

В Минском зоопарке скоро появится экзотариум

У экзотических новоселов Минского зоопарка и запросы экзотические. Хотя, если разобраться, никаких загадок

От скромного автозаводского зоосада, возникшего четверть века назад и пережившего не один трудный год в своей истории, до ухоженного и уютного места с богатой экспозицией, включающей 290 видов животных, прошел Минский зоопарк.

Его коллекцию не стыдно показать гостям города, хотя, конечно, в мире известны зоопарки и побогаче, и попросторнее. Но у минского есть все перспективы выйти на уровень лучших. Восемь лет назад городские власти зарезервировали под его развитие территорию общей площадью 42 гектара, ведется строительство так называемого экзотариума – тропического павильона площадью 1,5 тысячи квадратных метров и высотой 14 метров, который спроектирован с учетом современных требований. Направить творчество архитекторов в нужное русло помогли ученые Научно-практического центра по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси, подготовившие детальные рекомендации к техническому заданию на проектирование павильона и других объектов. Они также постоянно консультируют специалистов зоопарка, которые ухаживают за животными, помогают формировать и обновлять экспозицию.

Конечно, полного подобия естественной среды нет ни в одном зоопарке, но знание многих тонкостей, подмеченных биологами за годы наблюдений в природе и при эксплуатации демонстрационных павильонов, помогает все же находить разумный компромисс. Без учета этих особенностей поведения «живых экспонатов» можно никогда не дождаться от них потомства, а то и вовсе их потерять. Например, у древесной землеройки тупайи успешное размножение в неволе было редкостью, пока исследования не показали, что требуется присутствие в одном помещении со зверьками, как минимум, двух гнездовых ящиков. В одном из них живут «супруги», а во втором самка приносит потомство, кормит детенышей и ухаживает за ними. Однако в те периоды, когда она малышами не занимается, ей необходимо соседнее гнездо, которое она делит с самцом.

У некоторых видов млекопитающих за детенышами ухаживают оба родителя, и такую возможность, настаивает наука, им обязательно нужно предоставить, иначе потомство не выживет. В других случаях даже запах самца или звук его голоса может вызвать у самки такой стресс, что она уничтожит своих детей. Такие случаи «необъяснимой дикости» всегда вызывают шок у персонала, но вина при этом полностью ложится на людей, которые не знали, не подумали о том, что папашу, даже не проявляющего агрессии, следует изолировать на время выкармливания детенышей.

Впрочем, для такой изоляции необходимо иметь специальное помещение, заранее предусмотренное проектом. Поэтому все подобные нюансы и были, что называется, разложены по полочкам для проектировщиков.

Зрителю, который в уютной обстановке будет созерцать жизнь тропических животных, и в голову не придет задуматься, какое несметное количество условий пришлось выполнить специалистам «Минскпроекта» и сколько часов ушло у директора зоопарка Юрия Рябова на дружеское выяснение отношений с проектировщиками по каждой мелочи. Ведь мелочей здесь быть не должно. Не предусмотришь рассчитанного учеными количества водонагревателей, водопроводных кранов, сливов в полу, и невыносимой станет жизнь не только для животных, но и для посетителей. Не подумаешь о том, как уберечь от обезьян светильники и электропроводку, или о том, в какую сторону должны открываться двери в вольер, какого типа должна быть электроизгородь для медведя, – жди беды. Не спрогнозируешь ситуацию, которая может возникнуть при случайном падении в ограждающий ров животного, — получишь головоломку, как его оттуда извлечь. Из самых добрых намерений сделаешь искусственное «логово» чуть более просторным – животное будет постоянно испытывать стресс от чувства незащищенности. Даже на использование материалов, требующих покраски, есть свои запреты, так как от резкого запаха при обновлении интерьера у зверей может снизиться острота обоняния, что приведет к непредсказуемому изменению поведения.

— Новое здание, которое возводится по плану второй очереди реконструкции зоопарка, проектировалось специально под конкретных животных, которых мы давно мечтали приобрести, — поясняет заместитель директора зоопарка Наталья Лебедева. – Здесь будут террариумы, аквариумы, акватеррариумы, бассейны, в которых разместится богатая коллекция рептилий и тропических рыб. Много места отводится околоводным птицам, в том числе фламинго, а также различным попугаям и мелким обезьянам – капуцинам и тамаринам. Самыми крупными животными в экзотариуме будут капибары и тапиры. Планируем также купить очкового медведя, ягуара, пуму, красную рысь. Они разместятся в комплексе вольеров на искусственной скале, примыкающей снаружи к этому зданию. Неподалеку будет и помещение для пингвинов Гумбольдта, которым требуется особый микроклимат, и авиарий для других птиц – высокий вольер, укрытый сеткой, где они могут летать. Всего же новостройка позволит добавить к коллекции 20 – 30 новых видов животных.

Хорошие условия содержания питомцев – необходимое требование для участия в Международной научной программе по разведению диких животных, благодаря которой Минский зоопарк стал обладателем дальневосточного леопарда, белоплечих орланов, львинохвостых макак, собрал хорошую коллекцию рептилий. Все они были куплены за собственные средства зоопарка, а также за бюджетные и спонсорские деньги, но редкие животные никогда не попали бы сюда, если бы зарубежные кураторы проекта, ведущие племенные книги каждого вида, не убедились, что жить новоселы будут в хороших условиях.

Достаточно красноречива в этом смысле история приобретения львинохвостых макак у Дрезденского зоопарка. Разрешение на покупку обезьян было получено только после того, как удалось убедить немецкого куратора племенной книги, что приматы не поранятся о металлическую сетку, используемую в Минске, и что перевод их из летнего помещения в зимнее будет проводиться по специальному сборно-разборному переходу, дабы не травмировать психику пугливых животных при отлове.

Условиями содержания своих питомцев, кстати, обязательно интересуются и специалисты всех центров по разведению животных, с которыми ведется натуральный обмен, поэтому наладившийся в последние годы бартер лишний раз подтверждает достаточно высокую репутацию белорусского зоопарка. Хотя, конечно, идеальными условия содержания животных назвать здесь еще нельзя. Но зоопарк к этому стремится, и уже готовится проект третьей очереди реконструкции, который включит в себя все новые территории, отведенные городом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter