Как пережить буллинг в подростковой среде

Тролли в школе

Травля в школе, издевательства одноклассников — самая частая причина, по которой многие дети со страхом ждут начала учебного года. Почему эта тема остается актуальной и как должны реагировать взрослые на конфликт подростков? Беседуем с психологом Центра дружественного подросткам «Ювентус» Татьяной Гирис.

Прессинг по сценарию

— Татьяна Васильевна, то, что мы сегодня называем буллингом, по сути, существовало всегда: школьные коллективы периодически выбирали себе жертву, которую могли прессовать годы напролет.

— Травля развивается почти в любом закрытом сообществе — в школе, университете,  армии, рабочем коллективе. Мало кто в курсе, что первоначально термин «буллинг» возник в процессе исследования именно взрослых коллективов. Гораздо позже заговорили о таком повсеместном явлении, как школьный буллинг.

Там, где есть буллинг, насчитывают три составляющие — агрессор (преследователь), жертва и свидетель. Последняя группа самая многочисленная — в нее входит 68 процентов людей. Это так называемые попустители травли: они наблюдают и молчат. Почти каждый свидетель втайне хочет быть на месте агрессора, но по разным причинам не решается. Роли участников буллинга не закреплены жестко и могут меняться от ситуации к ситуации, от сообщества к сообществу. Условно говоря, преследователь в школе может стать жертвой в армии, а молчаливый наблюдатель — превратиться в начальника-агрессора в трудовом коллективе.

— Кто чаще всего становится жертвой буллинга, а кто — агрессором?

— Жертвы травли, как правило, чувствительны, тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, мало друзей, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Чаще всего предметом буллинга является физический недостаток, необычная внешность и так далее. В группу риска попадают дети с трудностями в обучении, неумением заводить друзей, расстройствами аутистического спектра, больные диабетом, с нарушениями веса и другими заболеваниями. Как правило, социальный статус здесь не имеет значения.

 Преследователи — это подростки с жаждой самоутверждения, власти. Они хорошо распознают чужие эмоции и успешно манипулируют другими людьми. Такое поведение связано с духовно-нравственным развитием личности ребенка, которое формируется прежде всего в семье. Модель поведения и способы коммуницирования формируют именно родители. Когда же ребенок подрастает, он осознанно подходит к выбору модели поведения. Очень часто агрессор на самом деле очень не уверен в себе, и его поведение является лишь механизмом защиты внутренней слабости и низкой самооценки.

Скажи, не молчи

— Что должны предпринять родители, чтобы защитить своего ребенка от травли одноклассников?

— Самое главное — не замалчивать то, что произошло. Не ждать, что все пройдет само, нужно просто потерпеть. Нужно идти в школу к классному руководителю, психологу, завучу, директору и разбираться, почему возникла такая ситуация.

Не стоит сломя голову бежать объясняться с родителями агрессора, потому что на эмоциях вы можете наговорить, а то и сделать лишнего.

Педагог или психолог должен один на один поговорить с ребенком, попытаться выяснить, что происходит, в чем корень проблемы, оказать поддержку жертве травли, провести психологическую работу с классом. Очень важно поговорить с семьями жертвы и преследователя. Может быть, ребенку не хватает внимания и заботы родителей из-за их занятости, а может, он находится в социально опасном положении. Или другой вариант — чрезмерная опека, у которой тоже есть негативные последствия.

Часто взрослые обесценивают чувства ребенка, который подвергся травле. «Ты сам виноват, ищи причину в себе, с тобой что-то не так!» — классический пример ситуации, когда попытка разрулить проблему, ничего не предпринимая, приводит к еще худшим последствиям: мамы и папы убеждают подростка в том, что с ним действительно что-то не так, а значит, все происходящее в школе в общем и целом закономерно.

Еще один, к сожалению, популярный среди родителей совет, который слышат дети в ответ на рассказ о том, что их обижают в классе, — «игнорируй обидчика, и он отстанет». Но это в корне неверный подход. Во-первых, это ведет к накоплению невысказанных, непрожитых эмоций, что может привести к развитию психических расстройств. Во-вторых, не обращать внимания на агрессора — значит спровоцировать его на еще более жестокие и травмирующие способы буллинга.

Лучше всего в ответ на признание сына или дочери в травле сказать: «Молодец, что все мне рассказал (-а), мы обязательно вместе что-нибудь придумаем и больше не дадим тебя в обиду!» Выслушайте мнение ребенка — каким он видит решение проблемы. Так вы продемонстрируете, что его мнение важно для вас, укрепите дружбу между вами и придадите ему уверенности в себе.

Само не пройдет

— Почему в одном школьном коллективе ростки травли периодически появляются, но дальше не всходят, а в другом буллинг цветет пышным цветом?

— Причина — в психологической грамотности или безграмотности руководителей. Вспомните, как любят некоторые педагоги выделять отстающих учеников, которых затем гнобят «неформальные лидеры» какого-нибудь условного 9 «Б». Толковому классному руководителю важно суметь разглядеть в толпе подростков ребенка (или даже нескольких детей), который имеет все предпосылки к тому, чтобы стать жертвой травли, и не допустить этого. Или хотя бы вовремя остановить эскалацию конфликта.

Долгие годы буллинг рассматривался как часть «нормального» пути взросления. Эдакая дедовщина на школьный лад, через которую должен пройти каждый «новобранец». Некоторые учителя предпочитают не вмешиваться в процесс, отпустить ситуацию в надежде, что все пройдет само. Однако такой подход амнистирует агрессора, обвиняет жертву и поддерживает невмешательство свидетелей. Тем самым буллинг получает повсеместное распространение.

Как же решить эту сложную проблему? Одного рецепта не существует, необходим комплексный подход. Ответственность лежит не только на школе, но и на родителях, школьных психологах, социальных службах. Необходима работа в области психологического просвещения. Это позволит контролировать психологический климат в учебной среде, использовать адекватные алгоритмы помощи участникам буллинга. Ведь от уровня психологического здоровья каждого ребенка зависит уровень здоровья общества в целом.

КСТАТИ

♦ Поразительно, но факт: буллинг имеет и положительную функцию. При грамотном руководителе, который контролирует ситуацию, наличие буллинга в коллективе выступает как пример для формирования духовно-нравственных ценностей, дружбы и взаимного уважения, а также ведет к развитию группы.

♦ Доказано, что чем чаще человек попадает в сложные жизненные ситуации, тем легче он их переносит и тем быстрее находит выход из них.
Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. Довольно широкое понятие, которое включает в себя разные виды насилия: физическое, эмоциональное, экономическое, а также кибербуллинг. От конфликта или ссоры отличается тем, что может длиться месяцами или даже годами.
lvk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter