Троллейбус, который идет на «Запад»

Минчанин года определяет «зайцев» на глаз и не любит наглых «газелей»

Минчанин года определяет зайцев на глаз и не любит наглых «газелей»

Лучший в Минске водитель троллейбуса работает на маршруте № 44. Вячеслав Пупко (на снимке) – один из 13 человек, получивших в минувший День города почетное звание «Минчанин года». Он крутит баранку рогатой машины уже больше тридцати лет, и в его трудовой книжке – единственная запись, сделанная в третьем столичном депо.

– Конечно, троллейбусом сложнее управлять, чем автомобилем. У меня же вторая дорога есть, – Вячеслав Пупко кивает на электрические провода. – Надо смотреть, чтобы от нее не оторваться. Хуже всего, когда запутаешься в проводах, оборвешь. Напряжение-то 550 вольт.

С диспетчерской станции «Запад-3» мы выезжаем в 8.12. У Вячеслава Степановича это уже третий круг, а начал он работу в 4.57. Без малого в десять его утренняя смена закончится, но еще предстоит откататься больше трех часов вечером. И так каждый день, кроме выходных и праздников.

– Первых пассажиров знаю в лицо – всегда одни и те же. Кондуктор у меня в салоне работает редко, потому и троллейбус битком набитый, – рассказывает водитель.

Действительно, уже через несколько остановок в троллейбусе не протолкнуться. За все время у водителя купили только один талончик.

– Зайцев много, – водитель наметанным глазом поглядывает на пассажиров в зеркало заднего вида. – Думаете, студенты контролеров боятся? А вы посмотрите, какие у них лица. Они все внимательно смотрят вперед. Как только заметят человека в синей накидке, выскакивают и дожидаются следующего троллейбуса.

Под мерный гул электрической машины мы выруливаем на улицу Притыцкого, ровную и широкую. Но разогнаться хотя бы до 50 километров в час не получается: на крайней правой чуть ли не через каждые сто метров стоят автомобили.

– Видите знаки «Полоса для общественного транспорта» и «Остановка запрещена»? А машины как стояли, так и стоят. Это хорошо, что киоски с остановок убрали. Раньше ж вообще было невозможно: кому конфеты купить надо, кому жвачки, – Вячеслав Степанович подруливает к остановке. В этот момент нас подрезает желтая «газель».

– Маршрутки всегда мешают. Нет бы становились, как все, в очередь. Так им же быстрей всех надо, – в голосе добродушного водителя слышится раздражение. – Обидно бывает: он тебя обгонит, подрежет и станет перед носом, и ты из-за него не можешь подъехать к остановке.

Все знают, что выезжающий из остановочного «кармана» общественный транспорт имеет преимущество. Однако, как правило, автомобили игнорируют мигающие левым поворотником троллейбусы и автобусы.

– Вот смотрите, кто пропустит? Да никто! А могли бы успеть на зеленый. Так и сбиваемся с графика, – вздыхает Вячеслав Степанович.

Пробки досаждают ничуть не меньше невежливых водителей.

– В последнее время в нашем депо взялись за экономию электроэнергии. Установили норму расхода – 1,4 киловатта на километр. Если машина идет на выбеге, то есть по инерции, она ток не потребляет, а наоборот, отдает в сеть. Но в пробках-то постоянно дергаешься туда-сюда: педаль ходовая – педаль тормозная, вот и расходуешь энергию. Так и 3 киловатта может получиться. Пишу тогда объяснительную, – делится переживаниями водитель.

Разговор прерывает стук в окошко для продажи талонов. Пассажир просовывает тысячу.

– Тоже вот талоны эти. Раньше так хорошо было, когда их продавали только в «Союзпечати». Это же отвлекает водителя, – рассуждает Вячеслав Степанович, отсчитывая сдачу. – Талоны можно продавать только на остановке. А в инструкции написано, что на остановке водитель должен наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров. У меня случай зимой был: вижу в зеркало – мужик бежит к троллейбусу. Отвлекся, чтобы талон продать. Потом смотрю – не заходит в салон. Я понял, что он поскользнулся и упал под колеса. А если бы я поехал?

Любители легкой наживы могут выдумать историю о травме в общественном транспорте на ровном месте.

– Все знают, что если пострадал в троллейбусе, то денег дадут. Бывает, немного тормознул, а тут уже подходит пассажир: я, мол, руку ушиб. Думает, водитель будет ему деньги предлагать, – Вячеслав Пупко разворачивается в районе железнодорожного вокзала и едет назад на «Запад-3».

В ходе всей поездки Вячеслав Степанович предельно собран, внимательно следит за дорогой, штангами на проводах и тем, что происходит в дверях и салоне. По этому маршруту он ездит уже двадцать лет и знает его назубок.

– Я в этом депо и первый класс получил, и первую степень без аварий, и квартиру, и женился. Супруга тоже водит сорок четвертый, едет через один троллейбус от нас, – сообщает Вячеслав Степанович. – Очень обрадовалась, когда мне почетное звание присвоили.

Грамот и благодарностей у Вячеслава Пупко много, в том числе от министра транспорта и коммуникаций и горисполкома. А теперь на лацкане пиджака красуется и значок «Минчанин года».

На диспетчерскую станцию троллейбус приезжает с опозданием всего в несколько минут. Водитель снимает пиджак и ослабляет галстук: теперь до вечера можно отдохнуть. Внезапно на крыше троллейбуса раздается грохот.

– Не пугайтесь. Это жена моя приехала, штанги сняла, – в глазах Вячеслава Степановича загорается юношеский блеск.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter