Трое в лодке не считая «схем»

Почему ведомственная торговля работает архаично?

В Послании Президента Парламенту и народу говорилось о недостатках в работе торговли — основном барометре экономики. Ведь главное сегодня не произвести товар. Основное — его продать, выручить средства, пополнить бюджет.


Но почему ведомственная торговля работает архаично? Вернуться к этому вопросу побуждает ситуация с кондитерской продукцией. Сразу оговорюсь, никаких трудностей со сбытом белорусской «кондитерки» нет. Конфеты, шоколад, печенье расходятся хорошо, покупатели давно сделали выбор в пользу качества. Даже сейчас, когда средний чек в магазинах упал на 30 процентов. И все равно покупатель голосует рублем! Вот только этот «рубль» зачисляется на заводские банковские счета как–то уж очень неспешно. Деньги за продукцию, доставленную по Атлантическому океану в США и реализованную через американскую «Базу Спартак», нередко поступают быстрее, чем от местной ведомственной торговли. Как же так? Каждый «просроченный» день — это прямые убытки предприятия, вымывание оборотных средств.


Бесстрастные бухгалтерские документы свидетельствуют, что просроченная задолженность предприятий торговли Белкоопсоюза и Минторга перед кондитерской фабрикой «Слодыч» составила на 22 апреля более 1 миллиарда рублей. Перед «Коммунаркой» на ту же дату — 2 млрд. 680 млн. По «Спартаку» этот показатель (на 23 апреля) — 2 млрд. 400 млн. рублей. Но заводы не филантропы, они не могут благодушно давать в долг. Они сами закупают сырье, платят налоги, зарплаты. Стало быть, неплатежи могут привести к краху. Кто заинтересован в крахе промышленников?


«В условиях, когда кредиты выдаются под 20 процентов годовых и выше, восполнять дефицит оборотных средств за счет банковских займов и тяжело, и невыгодно», — объясняет директор «Слодыча» Татьяна Селих. По ее словам, неритмичность расчетов баз Белкоопсоюза и Минторга, многие из которых сегодня, понятное дело, в безрадостном финансовом положении, камнем тянет вниз и экономику кондитерских фабрик.


«Госторговля ведет речь об увеличении отсрочки платежа с нынешних 35 до 45 дней. Предполагается, что так удастся избежать появления просроченной задолженности, — посвящает в детали Татьяна Селих. — Но ведь у нас есть свои обязательства, которые мы должны исполнять точно в срок. Это и выплата зарплаты работникам фабрики, и расчеты с поставщиками сырья. Например, за отгруженный сахар мы должны расплачиваться строго в течение 30 дней. Кроме того, некоторые ингредиенты получаем только после предоплаты. Но мы не ропщем. Просто ожидаем адекватного отношения от наших партнеров». Да, забывается порой, что трое — производство, торговля, покупатели — находятся в одной лодке. Почему об этом не хотят помнить ежедневно?


Промышленников тревожит, что задержки в расчетах торговли с кондитерами могут привести к просрочкам платежей за сырье. Иными словами, нависает угроза «эффекта домино»: недисциплинированность сбытового звена грозит острыми проблемами для целой цепочки производителей.


«Понятно, что у каждого свои цели. Торговля хотела бы рассчитываться с нами как можно позже. Но нужно учитывать текущую ситуацию. А она такова: несвоевременные платежи за реализованную продукцию могут вымыть «оборотку» производителей, «положить» производство, — анализирует гендиректор фабрики «Коммунарка» Наталья Кот. — При этом кондитерская отрасль не ставит перед торговлей невыполнимых условий. Напротив! По сравнению с зарубежными партнерами наши оптовики имеют серьезные преференции. С иностранными покупателями мы работаем только на условиях предоплаты. Азербайджанские, киргизские, узбекские, израильские торговые компании рассчитываются с нами заранее. И, кстати, никто не жалуется! Без проволочек перечисляют деньги и вагонами везут к себе готовые товары. Почему наши предприятия торговли ведут себя просто несолидно?»


Некоторые райпо: Дзержинское, Мядельское, Пуховичское, Воложинское, Вилейское, Крупское, Солигорское, Заславский филиал минского райпо могут не платить за отгруженную продукцию по 3 — 4 месяца, и даже по полгода... И ничего. Спокойно спят и видят хорошие сны. А каково заводам?


«Торговля жалуется, что срок оборачиваемости нашего товара составляет 70 — 80 дней, — говорит первый заместитель генерального директора фабрики «Спартак» Александр Данилов. — Но при этом заявки на новые партии поступают на фабрику каждую неделю! Это значит, что товар расходится быстро. Почему же в таком случае мы должны ждать платежей 40 — 50 дней, на чем настаивают оптовые базы Минторга и Белкоопсоюза? Кстати, подобные льготные условия уже действовали в прошлом году. И просроченная задолженность ведомственных баз перед «Спартаком» в апреле прошлого года была больше, чем сейчас! И еще одно наблюдение: частные предприниматели полностью рассчитываются за «спартаковские» конфеты и шоколад не позже чем за 5 — 6 дней».


Понятно, что у государственного сбытового звена свои соображения, о которых не каждый руководитель оптовой базы станет говорить вслух. Помимо ликвидной продукции — конфеты, колбасы, алкоголь, табак, потребкооперация «нагружена» и товарами, на которые редкий потребитель обратит внимание. Например, продукция некоторых наших швейных и обувных фабрик нередко залеживается на складах и магазинных полках до ста дней и больше. Со скрипом реализуются и не раз критикованные лапти–огурцы, а также прочая малопривлекательная консервация. Весь этот «омертвленный капитал» нужно как–то компенсировать. За чей счет? Судя по всему, получается, что за счет тех, кто производит ликвидную, конкурентную, качественную продукцию.


Но латая собственный «тришкин кафтан», вечно проблемные предприятия госторговли деловито «топят» экономику предприимчивых производственников, которые, несмотря ни на что, и в нынешних условиях имеют шансы на нормальную ритмичную деятельность. Хуже того, ведомственные оптовые базы без шума и пыли запускают руки в карман третьей стороны этого конфликта интересов — потребителей.


Кондитеры в один голос заявляют: потребкооперация и базы Минторга навязывают заводам такие схемы поставок, которые вынуждают конечных покупателей переплачивать. По словам моих собеседников, в те райпо, которые готовы работать с фабриками напрямую и дисциплинированно рассчитываться за отгруженный товар, «спускается» указание: брать сладости только через областную оптовую базу. То есть, по сути, несмотря ни на что, предприятиям навязывается не раз остро раскритикованное посредничество. Смысл его очень прост: с помощью крупного промежуточного звена госторговля оставляет себе т.н. скидку производителя. Это сотни миллионов, миллиарды рублей. Если бы товар продавался без посредничества, шоколад и печенье в наших провинциальных магазинах могли бы стоить на 10 — 14 процентов дешевле...


Вот каким нехитрым, но социально небезопасным образом решаются проблемы «хозяйствования»!


«В регионах руководители торговли, которые хотят работать с нами напрямую, нередко получают устные предупреждения от местной «бакалеи»: не будете брать конфеты через нашу базу, не получите спички, соль, крупы, — рассказывает Александр Данилов. — Мне известны подобные факты в Могилевской области».


Схожим образом, по словам кондитеров, ведут себя и в облпотребсоюзах.


Что это? Недомыслие или явные злоупотребления, о которых тоже довольно остро говорилось в Послании Президента!


Не подлежит сомнению, что кондитерские фабрики не в восторге от стиля работы баз Минторга и Белкоопсоюза. «Не от хорошей жизни мы вынуждены развивать в стране собственную товаропроводящую сеть», — констатирует Наталья Кот. По мнению руководителей «Коммунарки», «Слодыча», «Спартака», методы работы госторговли неповоротливы и совсем не отвечают требованиям времени. На складах баз товар может лежать месяц и больше (!), прежде чем он поступит в магазин, где разойдется за неделю. Создание в некоторых регионах отделов прямых продаж и фирменных магазинов позволило кондитерским фабрикам увеличить реализацию в разы. Понятно, что и деньги из собственной сети поступают на фабрику оперативно. А покупателям не приходится переплачивать...


И все же прийти в каждый район, заехать в каждую деревню, как это делают автолавки потребкооперации, кондитерам с их попытками улучшить обстановку, конечно же, не под силу. Поэтому они, как я понял, рассчитывают на нормальное сотрудничество с государственными сбытовыми сетями. «Мы продаем через подразделения Белкоопсоюза и Минторга чуть более 20 процентов. Это может и не так много по сравнению с другими кондитерскими фабриками. Но с другой стороны — это миллиарды рублей. Их потеря в нынешних условиях может означать для «Слодыча» очень серьезные трудности», — с горечью говорит Татьяна Селих.


Это еще мягко сказано. Если уйти от дипломатического языка, а говорить правду, то тенденция свидетельствует, что работающая по старинке торговля, не обращающая внимания ни на что, кроме своих интересов, может разорить промышленников. Чересчур сильное утверждение? Как сказать? Промышленники в кулуарах обсуждают всерьез такой мрачный сценарий. Хотя и надеются, что на любителей «схем» и злостных неплательщиков управа все же найдется...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter