Начнется ли война санкций между США и Турцией

Триумф с продолжением

Итак, поставки зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» в Турцию начались. Впервые страна НАТО приступила к систематическим закупкам российских систем вооружения, и историческое значение этого события оценить еще предстоит. Реакция же США и Североатлантического альянса на эти события оказалась ожидаемо негативной, однако каковы будут ответные меры, пока до конца не ясно. Белый дом пообещал обнародовать пакет санкций против Анкары уже на этой неделе, хотя каким он окажется, остается в секрете.

fan.az
Со своей стороны, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что НАТО нечего опасаться закупок Анкарой С-400, ведь это сделает сильнее Турцию, а значит, и весь альянс. Однако стоит признать: это не более чем словесная риторика, ведь очевидно, что североатлантическая солидарность строится отнюдь не на декларациях, а на вполне конкретном экономическом и технологическом базисе, предполагающем общие стандарты вооружений. НАТО — это вотчина западноевропейских и американских оружейников, и закупка Турцией оружия на стороне подрывает этот принцип.

«Измена» Турции американским системам «Пэтриот» имеет как экономическое, так и идеологическое измерение, подрывая престиж США не только как производителя вооружений, но и технологического лидера планеты. Когда, казалось бы, в традиционной американской вотчине начинают хозяйничать конкуренты — это очень плохой знак. Поэтому без ответа действия Турции не останутся, ведь это настоящий бунт на североатлантическом корабле.

Понятно, что Турция теперь лишится новых американских бомбардировщиков F-35, однако эта мера бьет в первую очередь по самим США как производителю вооружений, стимулируя Анкару к дальнейшему замещению американской продукции. А значит, этой чисто символической мерой дело вряд ли ограничится. Учитывая любовь Трампа устраивать торговые войны, можно не сомневаться, что турецкая продукция на американском рынке теперь попадет под каток санкций, тем более это укладывается в протекционистскую логику нынешней администрации. Очевидно, что США постараются осложнить жизнь турецким производителям и на других рынках, учитывая, что мировая финансовая система все еще находится под контролем Вашингтона.

Любые санкции требуют какого-то идеологического обоснования, поэтому можно не сомневаться, что в ближайшее время в Вашингтоне озаботятся проблемами демократии и прав человека в Турции, при этом постараются подключить к этому и Европу, для которой ценностная составляющая отношений с Анкарой всегда была определяющей. Собственно, именно это в конечном счете привело к охлаждению европейско-турецких отношений и началу геополитического разворота Турции, частью которого и стала закупка российских ракетных комплексов.

Однако далеко не факт, что Европа пожелает присоединяться к американской обструкции Турции, и это может стать еще одной трещиной в фундаменте трансатлантической солидарности. Ведь экономическое и политическое значение Турции для ЕС неизмеримо выше, чем для США, и, несмотря на существующие идеологические разногласия, Брюссель вряд ли готов портить отношения с восточным соседом. Кроме того, у Турции есть ряд эффективных инструментов воздействия на Брюссель. Это и обширная турецкая диаспора, ставшая значимым социально-политическим фактором во многих странах Европы, и проблема беженцев с Ближнего Востока, которых размещает в фильтрационных лагерях на своей территории Турция.

Таким образом, американцы, конечно, могут существенно осложнить жизнь Турции, но и ей со своей стороны есть чем ответить. Кроме того, турецко-американское противостояние может отразиться на отношениях Европы и США. Как далеко Вашингтон готов зайти в своей игре против Анкары, покажет ближайшее время.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter