Триумф Ханеке

«Золотую пальмовую ветвь» получила «Белая лента»

В воскресенье вечером победители получили призы 62-го Каннского кинофестиваля

Самый роскошный, гламурный и статусный кинофестиваль мира в Канне в этом году поразил своих завсегдатаев вовсе не блеском и шиком, как это водилось в предыдущие — докризисные — годы. Ставку сделали на небывалое созвездие имен режиссеров, выдающихся, знаменитых, а то и гениальных, чьи картины киноманы планеты ожидали с заметным трепетом и нетерпением. Тарантино, Ханеке, Альмодовар, фон Триер, Рене, Лоуч, Одияр, Чан-Вук Пак, Гиллиам, Энг Ли, Кэмпион — все они обещали громкие премьеры своих лент, снятых, несмотря на сложную международную обстановку, аккурат к фестивалю.

Но тонкий расчет ушлых организаторов, увы, себя не оправдал. Насмотревшись представленных «шедевров» от действительно самых знаковых и маститых киномастеров планеты, критики поставили неутешительный диагноз современному кинематографу в целом: он скорее мертв, чем жив. Жесточайшим разочарованием обернулись произведения Квентина Тарантино и Ларса фон Триера «Бесславные ублюдки» и «Антихрист» — режиссеров, что не так давно изобрели новый киноязык и повлияли на мировой кинематограф, как никто другой. Приговор критиков был столь же жестким — беспомощное, неоправданно кровавое, сляпанное на скорую руку, бессмысленное, в конце концов, кино.

На фоне очевидных провалов особняком стояла «Белая лента» — картина гения-австрийца Михаэля Ханеке, в свои 67 остающегося по-прежнему одним из сильнейших режиссеров планеты, не изменяющего своим принципам, создающего свой, индивидуальный кинематограф самой высокой пробы. Она и — абсолютно заслуженно (практически все критики фестиваля отдали ей свою «ветвь» накануне вручения главных призов), что в Канне считается большой редкостью в последние годы, — получила «Золотую пальмовую ветвь». Михаэль Ханеке уже в шестой раз участвует в кинофестивале и никогда не остается без призов, но высшую награду получил впервые.

«Я задумал фильм около 10 лет назад, пытаясь понять причины фашизма, фанатизма и международного терроризма», — заявил на церемонии вручения наград режиссер. Черно-белый фильм посвящен событиям, что происходили в немецкой деревне накануне Первой мировой войны. Спокойное течение жизни ее жителей не­ожиданно нарушил ряд загадочных и трагических событий. Психологическое напряжение, возникающее с первых кадров киноленты, не отпускает зрителя до самого ее конца.

Также вполне заслуженной можно назвать вторую по значимости награду на этом форуме. Гран-при, отданный, пожалуй, на сегодня самому лучшему режиссеру Франции Жаку Одьяру за его фильм «Пророк». Как и специальную премию, присужденную 86-летнему французскому режиссеру Алену Рене за его картину «Сорняки».

Другие призы, судя по всему, распределились по принципу «Всем сестрам по серьгам», то есть чтобы никому — из членов жюри — не было обидно. За лучшую женскую и мужскую роль награды получили французская актриса Шарлотта Гензбур (она снялась в скандальном «Антихристе») и австриец Кристоф Вальтц (он исполнил роль фашистского офицера в фильме Тарантино). Приз «Золотая камера» за лучший дебют достался австралийскому режиссеру Уорвику Торнтону за картину «Самсон и Далила».

Приз за лучшую постановку получил филиппинец Брийанте Мендоза за ленту «Кинатай». Тех, кто видел этот фильм, по мнению кинокритиков, смакующий насилие, убийство и расчленение, награда изумила своей нелепостью. Все неоднозначные решения жюри очевидно продемонстрировали «разброд и шатания» в умах современного общества, потерявшего в последние годы нравственные ориентиры. Хотя триумф Ханеке — триумф подлинного кино в его чистом и незамутненном виде — вселяет некоторые надежды на то, что ситуация не безнадежна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter