Тринадцать дней смотрим, на четырнадцатый — сдаем

Что  нужно  узнать,  прежде  чем  отправиться  в  булочную  за  хлебом

Что  нужно  узнать,  прежде  чем  отправиться  в  булочную  за  хлебом 

Елена М. купила мобильный телефон. Не серый по объявлению, а совершенно легальный в салоне сотовой связи. Спустя буквально неделю он перестал работать. 

Продавец отремонтировал его, но через пару дней телефон снова вышел из строя. Теперь уже его направили в ремонтную мастерскую, где выдали акт технического осмотра: дефект не по вине потребителя. Поскольку продавец никак не отреагировал на письменную претензию покупательницы, Елена при поддержке Белорусского общества защиты потребителей обратилась с иском в суд. В результате договор купли-продажи расторгли, потребитель получила назад свои деньги, а также неустойку в размере 122 тысяч рублей. Кроме того, продавец вынужден был возместить судебные издержки и уплатить штраф. 

Супруги П. из Минска сначала купили в магазине холодильник и лишь потом обнаружили трещины в его корпусе. Был вызван специалист сервисного центра, который их наличие подтвердил. Но в ремонте покупателям отказали, сославшись на закончившийся гарантийный срок. Суд и в этом случае поддержал потребителя, обязав продавца заменить холодильник, возместить неустойку в размере миллиона рублей и компенсировать моральный вред. Вместе со штрафом и государственной пошлиной продавец в общей сложности выплатил четыре миллиона рублей, не считая стоимости самого холодильника. 

Эти случаи далеко не единичные. Только за прошлый год Белорусским обществом защиты потребителей и его структурами было подано 369 судебных исков, подавляющее большинство из которых разрешены в пользу потребителей. 

Но до суда дело доходит далеко не всегда. Если покупатель знает свои права и требует их соблюдения, продавец вынужден подчиняться. Валерий Л. купил телевизор, который на следующий же день забарахлил. Специалисты из сервисного центра предложили отремонтировать или заменить его, но покупатель воспользовался своим правом и получил назад деньги. 

Мало кто знает, что к большинству приобретенных в магазинах качественных товаров мы имеем право присматриваться в течение 14 дней. И если они нам по каким-либо причинам не подошли или просто разонравились, можем сдать их в магазин. Конечно, при определенных условиях. Естественно, обязательно предъявление чека на товар. А в гарантийном талоне на бытовую технику ни в коем случае не должно стоять соответствующей отметки о начале гарантийного обслуживания. Если хотите заменить приобретенную недавно одежду, на ней должны быть сохранены все лейблы и ярлыки. Обувь же должна остаться неношеной, сохранившей первоначальный вид. 

Как рассказала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша, существует и перечень товаров, которые возврату и обмену не подлежат. Это предметы личной гигиены, детское белье, лекарства, сложнотехнические товары. 

Собираясь в обычный продуктовый магазин за молоком и хлебом, тоже нелишним будет помнить о своих правах. Например, самый спорный вопрос в последнее время – упаковка. По правилам торговли товар должен быть передан покупателю в упакованном виде. Вот работники магазинов и стараются: рассовывают по полиэтиленовым пакетам буханки, расфасовывают конфеты, даже фрукты-овощи. Многие покупатели, конечно, только рады такому положению вещей, но далеко не все. И они имеют на это право. 

По желанию покупателя платная упаковка (пакет) товара должна быть заменена на бесплатную (бумагу). Если вас не устраивает объем расфасовки, скажем конфет, то продавец обязан взвесить именно столько, сколько вам требуется, пускай это будет сто или даже пятьдесят граммов. Вы можете взвесить одну морковку, яблоко и огурец, и никто не вправе сказать вам, что овощи уже расфасованы по килограмму. А если и расфасованы, можно вынуть и перевесить. Кстати, если у вас возникли сомнения в правильности массы, указанной на упаковке, продавец обязан взвесить товар в вашем присутствии. 

Вы прошли с большой сумкой в торговый зал, а вас вернули и попросили сдать ее в камеру хранения? Не имели права. В обществе защиты потребителей советуют не оставлять сумки с документами и ценными вещами — фотоаппаратами, телефонами, плеерами — в «ячейках» магазинов. Это попросту провоцирует воров, и случаи кражи из камер хранения в магазинах совсем не редки.   

Сложнее, если в сумке у вас продукты из другого магазина. В принципе, пронести их с собой вы имеете полное право, но должны при этом иметь чек, чтобы подтвердить, что за них уже заплачено. И, конечно же, вы должны помнить, что работники магазина не имеют права просить показать им содержимое вашей сумки и уж тем более обыскивать вас. Если возникают сомнения в честности покупателя, нужно вызывать представителей правоохранительных органов, чтобы осмотреть вещи подозрительного покупателя и составить протокол. Так что прежде чем войти в торговый зал с батоном и кефиром, все же подумайте, готовы ли вы провести полдня, доказывая сотрудникам милиции, что купили их в соседней лавке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter