Разрабатывается госпрограмма сохранения и использования мелиорированных земель на 2016—2020 годы

Триллионные вливания в дренажные каналы

РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ Государственная программа сохранения и использования мелиорированных земель на 2016—2020 годы, которая предусматривает реконструкцию мелиоративных систем, завершение ранее начатого строительства на 36 тысячах гектаров и их эффективное использование. Как реализуется аналогичная программа 2011— 2015 годов? Что предложил, какое участие в работах принимает Институт мелиорации  Национальной академии наук? Об этом — беседа с его директором, кандидатом технических наук Николаем ВАХОНИНЫМ.



— Николай Кириллович, массовая мелиорация проводилась сорок-пятьдесят лет назад. Что получили от нее сельское хозяйство, другие отрасли народного хозяйства?

— В республике 3,4 миллиона гектаров осушенных земель, из них свыше 2,9 миллиона — сельхозугодья. Мелиоративный комплекс включает 155 тысяч километров каналов и водоприемников — это 4 длины экватора, почти миллион километров дренажа, 2200 шлюзов, более тысячи водохранилищ и прудов, 500 насосных станций, 4,7 тысячи километров защитных дамб, 3100 мостов, немало других сооружений. Огромнейшее хозяйство, от работы которого во многом зависит продуктивность мелиорированных земель. И оно постепенно стареет, изнашивается, а значит, требует обслуживания, реконструкции, восстановления. Только за последние четыре года в сельхозоборот возвращено 228,6 тысячи гектаров земель. 

Кроме реконструкции, проводится ремонт мелиоративных систем. Очищены тысячи километров каналов, агромелиоративные работы проведены почти на 140 тысячах гектаров. Это позволило увеличить отдачу мелиорированных земель, поддерживать на должном уровне водный режим. 

— Прежде чем верстать новую программу, пришлось провести инвентаризацию мелиоративных земель и объектов. Что она показала? В каком состоянии находится это хозяйство?

— Однозначно ответить довольно сложно, ведь изнашиваются системы неравномерно. Очень быстро их состояние ухудшалось в 90-е годы прошлого века, ситуация начала принципиально улучшаться в последние десять лет. Но если в некоторых странах прошли уже три—пять и даже более реконструкций, то у нас она проведена лишь на части площадей. На пять будущих лет эта работа запланирована на всех 362 тысячах гектаров, которые требуют восстановления. Без реконструкции не обойтись. Если ее не проводить, то потом придется вкладывать значительно больше денег. Судите сами. При нормальном обслуживании и эксплуатации мелиоративных систем затраты на гектар угодий составляют около 20—25 долларов в рублевом эквиваленте. Если же зарастут кустарниками каналы, дренажи заилятся, придется проводить капитальный ремонт. А он обойдется в 10—15 раз дороже. Нетрудно представить, сколько денег можно сэкономить.

— Какой отдачи от реализации госпрограмм можно ждать сельхозпроизводителям? 

— Ориентировочная цена пятилетнего комплекса работ — 20 триллионов рублей из республиканского бюджета и банковских кредитов. После реконструкции осушительных и осушительно-увлажнительных систем улучшится водный режим земель, а это уже прибавка урожая. При внесении же оптимальных доз минеральных удобрений можно повысить урожайность в 1,3—3 раза. А если даже на 20 кормовых единиц увеличить отдачу гектара, то дополнительно можно получить около 7 миллионов центнеров кормовых единиц фуража. В зависимости от степени изношенности мелиоративных систем и рентабельности выращиваемых культур вкладываемые в мелиорацию деньги окупаются в течение трех—десяти лет.

— Николай Кириллович, у наших мелиораторов накоплен огромнейший опыт, которым  интересуются и ваши российские коллеги. Что можно им предложить? 

— Буквально несколько недель назад учили группу руководящих сотрудников Россельхознадзора, которому в России передан контроль за мелиоративными системами. Руководство тамошнего Департамента мелиорации снова планирует собрать руководителей некоторых облводхозов, чтобы на примере Беларуси показать, как следует содержать мелиоративные системы. Ведутся переговоры по участию в проектировании и реконструкции польдерных систем Калининградской области, других регионов России и стран СНГ.

— В свое время ощущался  дефицит суперэлитных семян трав, которые высеваются на мелиорированных землях. Непосредственное отношение к их производству имеет и Институт мелиорации. Насколько эта проблема актуальна в последние годы? 

— В филиале института Витебской опытно-зональной станции отработана технология производства семян суперэлиты трав, построен современный завод, на котором доводят их до высоких кондиций. Ежегодно производим 20—25 тонн семян, включая клевера всех видов, влаголюбивые злаки. Теперь этот вопрос с повестки дня снят. Чего не скажешь о своевременных расчетах за семена.

— Что нового сегодня институт может предложить мелиораторам и производителям? 

— В первую очередь новые технологии и конструкции. К примеру, если раньше дренаж промывали через определенный период времени, то действовать так теперь — большая роскошь. Институт разработал прибор для его диагностики, который напоминает медицинский зонд. 

Вместо старых тяжеловесных железобетонных колодцев разработаны новые полимерные. Их использование позволяет экономить до ста долларов на гектаре. Предложены технологии выращивания сельхозкультур на различных мелиорированных почвах, в том числе и выработанных торфяниках. Мелиораторы и сельхозпредприятия применяют разработки, основанные на информационных технологиях,  позволяющие вести раздельный учет урожайности на осушенных и немелиорированных землях, проследить, какие культуры выращивались на полях, насколько грамотно задействован севооборот, а значит, могут принимать наиболее эффективные решения. Сделаны электронные карты полей Брестской области. В конечном итоге все подчинено главной задаче — эффективному использованию мелиорированных земель.

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter